БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ы в посёлке", 1959). Поэзию Г. отличают душевность, музыкальность.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-6, Riga, 1968 - 1971.

Лит.: Очерк латышской советской литературы. Рига, 1957. И. В. Киршентале.

ГРОТ (франц. grotte, от итал. grotta), 1) неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом; 2) расширение пещеры после узкого прохода; 3) ниша в конце ледникового языка, откуда вытекают талые воды.

ГРОТ в архитектуре, тип паркового сооружения (порой в виде павильона), кладка и отделка к-рого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естеств. пещеру. Г. были особенно широко распространены в европ. садово-парковой архитектуре 17-18 вв. (в России - с 18 в.).



ГРОТГЕР (Grottger) Артур (11.11.1837, Оттынёвице, ныне Отыневичи Жидачов-ского р-на Львовской обл.,-13.12.1867, Амели-ле-Бен, Франция), польский график и живописец. Представитель романтизма. Учился во Львове (1848-52) у Я. Машковского и Ю. Коссака, в Школе изящных иск-в в Кракове (1852-54) и в венской АХ (1855-58). Создал циклы картонов (итал. карандаш, мел), посвящённые драматич. событиям нац.-освободит. борьбы и Польского восстания 1863-64. Писал историч. композиции, портреты, батальные и жанровые сцены. Реализм и патриотич. героика уживаются у Г. с элементами академизма и мистич. символики.

Лит.: Р и с i a t a-P awlowska J., Artur Grottger, Torun, 1962.

ГРОТГУС, Гроттус (Grotthuss, Grothus) Кристиан Иоганн Дитрих (с 1805 известен как Теодор Г.) [20.1. 1785, Лейпциг,-14(26).3.1822, Гедучяй (Литва)], прибалтийский физик и химик. В 1803- 1804 и 1806-08 слушал лекции в высших школах Лейпцига и Парижа. В 1805 дал первое правильное теоретич. объяснение разложения воды электрич. током. Установил, что свет, поглощённый веществом, может вызывать в нём химич. реакцию (см. Гротгуса закон), открыл ускоренное окисление веществ свободным кислородом под действием света. Теориями Г., особенно в области электролиза и химического сродства, пользовались многие исследователи, не упоминая его имени.

Соч.: Abhandlungen uber Elektrizitat und Licht, Lpz., 1906 (Ostwald's Klassiker der exakten Wissenschaften, № 152), в рус. пер.: О разложении посредством гальванического электричества воды и растворенных в ней веществ, в кн.: Избранные труды по электричеству, М., 1956.

Лит.: Страдынь Я. П., Теодор Грот-гус. М., 1966 (имеется библ.).

ГРОТГУСА ЗАКОН, первый закон фотохимии, согласно к-рому хим. реакцию в веществе может вызвать только поглощённая часть падающего на него света. Впервые высказан на основании теоретич. соображений в 1818 К. Гротгусом. Это положение обосновали экспериментально Дж. Гершель (1842) и Дж. Дрейпер (1843); оно называется также законом Гротгуса - Дрейпера. Г. з. имел важное значение как предшественник закона фотохимич. эквивалентности, открытого А. Эйнштейном в 1912-13 (см. Фотохимия).



ГРОТЕВОЛЬ (Grotewohl) Отто (11.3. 1894, Брауншвейг,- 21.9.1964, Берлин), деятель герм. рабочего движения, политич. и гос. деятель ГДР. По профессии печатник. Окончил 8-летнюю школу; в 1924- 1926 учился в Академии им. Лейбница в Ганновере, в 1926-30 вольнослушатель Высшей политич. школы, Высшей коммерческой школы в Берлине и Берлинского университета. Вступил в 1908 в организацию социалистич. рабочей молодёжи в Брауншвейге, в 1910 стал её председателем, активно боролся против милитаризма. В 1912 вступил в С.-д. партию Германии. В 1914-18 служил в армии, осуждал предательскую политику руководства С.-д. партии. В 1918 вступил в Независимую с.-д. партию Германии, в 1922 стал снова чл. С.-д. партии, впоследствии принадлежал к её левому крылу. В 1919-21 служащий коммунальной страховой кассы. В 1920- 1925 деп. ландтага земли Брауншвейг, в 1921-22 мин. внутр. дел и нар. образования, в 1923-24 мин. юстиции пр-ва Брауншвейга. В 1925-33 деп. герм. рейхстага от С.-д. партии. Одновременно пред. орг-ции С.-д. партии в Брауншвейге, в 1925-33 президент земельной страховой компании Брауншвейга. В 1933, после захвата власти нацистами, был отстранён от работы. Принимал активное участие в нелегальной антифаш. борьбе. В 1938 Г. был арестован по обвинению в гос. измене и до марта 1939 находился в тюрьме. В ноябре вновь арестован по подозрению в заговоре против Гитлера и в течение 4 мес был под следствием. После освобождения продолжал антифаш. деятельность. В 1940-45 работал в одной из берлинских строит. контор.

После разгрома фаш. режима в Германии Г. развернул активную деятельность в восстановленной С.-д. партии Германии. В 1945 был избран пред. Центр. правления С.-д. партии. Решительно выступил за единство герм. рабочего движения. При непосредственном активном участии Г. в 1946 в восточной части Германии произошло объединение КПГ и СДПГ в Социалистич. единую партию Германии (СЕПГ).

На объединит. съезде в апр. 1946 Г. был избран в Центр. правление СЕПГ и стал (вместе с В. Пиком) одним из её председателей. С 1946 чл. Центрального секретариата Правления СЕПГ, с 1949 чл. Политбюро Центрального правления, а затем - Политбюро Центрального Комитета СЕПГ. После провозглашения Германской Демократич. Республики (7 окт. 1949) стал премьер-министром ГДР. С 1947 Г. входил в состав постоянного комитета Нем. нар. конгресса за единство и справедливый мир, а в 1948-49 в состав Нем. нар. совета. Был пред. Конституц. комиссии Народного совета, разработавшей первую Конституцию ГДР (1949). С 1950 чл. Нац. совета Нац. фронта демократич. Германии. С сент. 1960 - один из зам. пред. Гос. совета ГДР. Г. неоднократно выступал с заявлениями и мн. конструктивными предложениями, в к-рых находили отражение последовательная борьба ГДР за демократию и социализм, за укрепление дружбы с Советским Союзом и др. социалистич. странами, против возрождения милитаризма и реваншизма в ФРГ, за мир и безопасность в Европе. Награждён орденом Карла Маркса, 3 орденами (в золоте) за заслуги перед отечеством. Трижды удостоен звания Героя Труда ГДР (1954, 1959, 1964). Награждён орденом Ленина.

Соч.: Im Kampf um die einige Deutsche Demokratische Republik. Reden und Aufsatze, Bd 1 -6, В., 1959-1964; в рус. пер.- Избр. произв. (1945-1960), М.,1966. В.И.Цапанов.



ГРОТЕСК (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) орнамент, включающий в причудливых, фантастич. сочетаниях изобразит. и декоративные мотивы (растит. и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г. были названы др.-рим. лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, худ. Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля).

2) Тип художеств. образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает "формы самой жизни", создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает "противоречивое единство" разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.

Г.- древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое иск-во (напр., фигуры "химер" на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока - в драме). Став характерной формой н а-родной культуры (особенно - карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистич. и стихийно диалектич. понимание бытия народом. Художеств. вершина этого "гротескного реализма" - литература, живопись и театр Ренессанса (напр., "Похвала глупости" Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итал. комедия дель арте, живопись X. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно - "Гарган-тюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ре-нессансного Г.- отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирич. смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной "неготовности" бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство историч. перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.

Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирич. Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтич. Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагич. ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетич. и нравственного (напр., у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинпле-на и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы -"Человек, который смеётся"). Нем. романтики отчётливо различают в гротескном мире "добро" и "зло", разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии и сарказма ("Крошка Цахес" и "Повелитель блох" Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили художеств. открытие - душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю "бесконечность" личности.

Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя - художников с весомым романтич. наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историч. ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирич. Г.- "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г.

В 20 в. Г. становится вновь характерной формой иск-ва, в т. ч. ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм, сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в к-ром правит "оно" - непостижимая и бесчеловечная сила, "безусловная необходимость", превращающая человека в марионетку; Г. пронизан "страхом жизни" и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве мн. крупных художников 20 в., гротескный мир к-рых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму ("Превращение" и "Процесс" Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло, живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистич. Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историч. "стихию" и могущество зла, сохраняет при этом осн. мотивы "гротескного реализма" и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского ("Клоп", "Баня"), пьесы-сказки Е. Л. Шварца ("Дракон", "Голый король"), опера-сказка "Любовь к трём апельсинам" С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.

Как элемент стиля заострённый комич. приём Г. характерен для ряда комич. жанров - карикатуры, памфлета, фарса, буффонады, клоунады, эксцентрики и др.

Лит.: Луначарский А., О смехе. Собр. соч., т. 8, М.. 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. В., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана "Шинель" Гоголя, в его кн.: О прозе. Л., 1969; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960: Pie1 P., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance. В.. 1962.

Н. П. Розин.



ГРОТЕСК, вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек.



ПРАВДА, ПРАВДА, ПРАВДА. Применяется гл. обр. для набора заголовков в газетах, объявлений, афиш



ГРОТЕФЕНД (Grotefend) Георг Фридрих (9.6.1775, Мюнхен,-15.12.1853, Ганновер), немецкий филолог, положивший начало дешифровке др.-персидской клинописи. Свои исследования начал, будучи школьным учителем в Гёттингене. В основу дешифровки взял 2 надписи перс. царей Ахеменидов. Исходя из повторяемости в этих надписях разгаданного им слова "царь" и опираясь на цепь логич.рассуждений, прочёл (в 1802) начало первой надписи как "Дарий, царь великий, царь царей, Гистаспа сын, Ахеменид", а начало второй как "Ксеркс, царь великий, царь царей, Дария царя сын, Ахеменид".

Техническая характеристика некоторых грохотов, выпускаемых в СССР



Тип грохота

Марка

Макс. производительность,

М3/Ч

Размер сит, мм

Количество сит

Размер отверстий сит, мм

Мощность электродвигателя, квт

Масса, кг

Назначение
Вибрационный наклонный

ГГТ-42

250

1500X3750

2

80X80 135X135

17

6615

Для сортировки строительных материалов крупностью до 400 мм
Вибрационный наклонный

ГГС-42

150

1500X3750

2

26X26 5X20

13

3500

Для сортировки строительных материалов крупностью до 150 мм
Вибрационный горизонтальный

ГСС-42

80

1250X1820

3

11X11 26X26 5X20

5,5

2100

Для сортировки строительных материалов крупностью до 150 мм
Резонансный двух-массный

ГРЛ 62-1

-

2000X5000

2

от 6X6 до 95X95

11

22540

Для сортировки и обезвоживания антрацитов, газовых и энергетических углей
Плоскокачающ ий-ся 4-коробный

ГПО-4М

100

1500X6000

2

1X1

11

10567

Для обезвоживания строительных материалов, угля и др. крупностью до 25 мм
Дуговой

СД-1

200

830X1330

1

от 0,5 до 1,5





350

Для сортировки и обезвоживания строительных материалов, угля и др. крупностью до 6 мм





Лит.: Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л. -М., 1958. И. М. Дьяконов.

ГРОТОН (Groton), город н