БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Салоники и др.). Формируется характерный для Г. тип многоквартирного жилого дома с балконами-лоджиями и террасами на крыше, хорошо приспособленного к местным климатич. условиям (арх. К. Кици-кис). Архитектура 20-30-х гг. воспринимает влияния функционализма и неоклассицизма. В 50-60-е гг. стр-во также сосредоточено преим. в Афинах, вокруг к-рых образуются парковые пригороды. Центр. р-ны Афин, сохранившие устарелую планировку 19 в., стихийно застраиваются многоэтажными зданиями, что резко ухудшает условия жизни в этих р-нах. Наибольшие успехи достигнуты в это время в жилой архитектуре: были усовершенствованы типы многоквартирных домов, в стр-ве к-рых использовался монолитный железобетонный каркас. Велось стр-во вилл и особняков для состоятельных слоев населения. В их планировке и композиции претворены мотивы нар. зодчества (арх. Д. Пикионис и др.). придающие этим постройкам специфич. греч. характер. Значительно меньше практиковалось стр-во т. н. дешёвых многоквартирных домов (арх. А. Кон-стантинидис и др.). Развитие получила также архитектура отелей и музейных зданий, для к-рой характерно удачное сочетание построек с ист. ландшафтом страны (арх. X. Сфаэлос, П. Василиадис). Пром. стр-во (Т. Зенетос) и стр-во конторских зданий (А. Провеленгиос) развиты слабо. В архитектуре Г. всё большую роль играет деятельность архит. фирм (крупнейшая - К. Доксиадиса).

Изобразительное искусство нового времени было подготовлено творчеством перешедших к светской тематике мастеров наивного и точного портрета (Н. Кандунис, Н. Кунелакис), к-рые работали в 1-й пол. 19 в. Ведущие живописцы 2-й пол. 19 в., используя приёмы мюнхенского академизма, осваивают нар., нац. темы (Н. Литрас, Н. Гизис); принципы романтич. пейзажа преломляются в творчестве Я. Алтамураса. К 1920-м гг. художники, создавая нац. образы, впитывают опыт новейших течений европ. иск-ва (живописец К. Парте-нис, скульптор Я. Халепас). К сер. 20 в. в иск-ве Г. определяются различные направления: следующее традициям 19 в. (живописцы А. Георгиадис, Э. Томопу-лос), использующее опыт реалистич. европ. живописи 20 в. (Я. Моралис, Я. Царухис), опирающееся на ср.-век. и нар. образцы (мастер фрески Ф. Кондоглу, график С. Василиу), а также течение, вдохновлённое мотивами антич. классики (графики Д. Галанис, Я. Кефалинос, скульптор М. Томброс) и архаики (скульптор А. Сохос). Освободит. борьба народа в годы 2-й мировой войны 1939-45 вызвала к жизни сильное демократич. реалистич. течение (живописцы и графики В. Семерцидис и Д. Кацикоянис, скульптор X. Капралос, графики В. Кат-раки, А. Тасос). Одновременно к сер. 20 в. складываются модернистские течения (живописцы Н. Хадзикирьякос-Гикас и А. Кондопулос, скульптор Л. Ламерас и др.), сильно распространившиеся в 60-х гг. В условиях военно-диктаторского режима мн. представители демократич. иск-ва подверглись преследованиям.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXI (стр. 288-289).

Лит.: Полевой В., О формировании национальной школы нового греческого искусства, в сб.; Современное изобразительное искусство капиталистических стран, М., 1961; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Всеобщая история архитектуры, т. 7, М , 1969; D j е 1 е р у P., L'architecture populaire en Grece, P._, 1953; Рhantzis-takes E. K., Hellenes zographoi tu dekatu cnatu aionos, Athenai, 1957; M i с h e 1 ё _s P A. [e. a.], To helleniko tai'ke spiti, Athenai, 1960; G i о p h у 1 1 e s Ф., Historia tes neoellenikes technes, Athenai, 1962.

В. М. Полевой.

XV. Музыка

Греч. муз. культура одна из древнейших в мире (см. Греция Древняя, раздел Музыка). В ср. века греч. музыка развивалась в русле визант. муз. культуры. С сер. 15 в. развитие греч. нар. музыки затормозилось многовековым османским игом. На-ц. муз. традиции сохранялись только в нар. творчестве и церк. музыке. В 17-18 вв. распространение получили песни, воспевающие клефтов - борцов против угнетателей. Среди греч. муз. инструментов: лютня, лира, продольная флейта, волынка. Особенно популярны бузуки, мандолина, скрипка (входят в состав совр. нар. оркестра). Нац. проф. музыка складывается с 30-х гг. 19 в. после провозглашения независимости страны. До этого лишь на Ионических о-вах (на к-рые не распространялось османское владычество) делались попытки создания проф. произведений. Н. Мандзарос стал автором музыки "Гимна Свободе" (на слова Д. Соломоса), фрагмент из к-рого в 1865 утверждён в качестве нац. гимна. Он же основал Филармонич. об-во Керкиры (1840).

Под воздействием Греч. нац.-освободит. революции 1821-29 создавал оперы и песни П. Карер. С. Самарас явился первым греч. композитором, творчество к-рого получило широкую известность. Он - автор гимна Олимпийских игр (исполнен впервые в 1896 в Афинах).

В последней четв. 19 в. и в нач. 20 в. музыканты-профессионалы проявляют большой интерес к нар. песне. На её основе создаётся новый для Г. жанр муз. спектаклей-водевилей, первыми авторами к-рых явились Д. Коромилас и Д. Кокос. Один из основоположников новой греч. нац. муз. школы М. Каломирис создавал проф. музыку на основе греч. фольклора и достижений мировой муз. культуры. Он - основатель Греч. и Нац. консерваторий в Афинах, автор опер и симф. произведений. К числу основателей греч. муз. школы относятся Д. Лав-ранга, организатор первой греч. оперной труппы (1900), М. Варвоглис, Г. Ламбе-лет, Э. Риадис и др.

Большое значение для развития греч. музыки имела деятельность и др. композиторов, среди них Н. Ламбелет, Г. Склавос, Н. Лавдас, основатель Салоникской консерватории Л. Маргаритис, Д. Левидис, Т. Спатис, П. Петрилис, Г. Пониридис, дирижёр и комп. Д. Митропулос. Начиная с 1920-30-х гг. в Г. появились композиторы, дирижёры, муз.-обществ. деятели, окончившие отечеств. муз. учебные заведения: А. Незеритис, А. Евангелатос, Т. Кариотакис, С. Михаилидис, Н. Скалкотас, А. Ксенос и др. События 2-й мировой войны, борьба против фаш. оккупантов получили отражение в симф. творчестве Каломириса, Ксеноса и др.

В сер. 40 - нач. 50-х гг. выдвинулись композиторы, гл. областью творчества к-рых стала песня. Среди них - М. Хад-зидакис и М. Теодоракис.

Среди греч. исполнителей: дирижёры Ф. Ваваянис, Ф. Византиу, А. Паридис, певица М. Каллас, певцы Н. Мосхонас, А. Франгиан-Спилиопулу, пианисты Г. Те-мелис, В. Девеци, скрипач Н. Дикеос, бузукисты М. Хьотис, К. Пападопулос. В Г. функционируют: Нац. оперный театр (осн. в 1940, Афины); 5 симф. оркестров (в т. ч. Афинский гос. оркестр, оркестры Нац. оперного театра, Афинского радио, Гос. оркестр Сев. Г. в Салониках), ансамбль песни и танца под рук. Доры Страту, хор девушек под упр. Ф. Византиу; Гос. консерватория - в Салониках (осн. в 1914); Афинская (1871), Пирейская (1904), Греческая (1919) и Национальная (1926) в Афинах консерватории существуют за счёт частных муз. об-в. Консерватории имеют филиалы в крупных городах, существует неск. средних муз. уч. заведений.

С. Я. Калмыков.



XVI. Драматический театр

В период Визант. империи традиции антич. театрального иск-ва (см. Греция Древняя, раздел Театр) были прерваны. В течение 15-1-й пол. 19 вв. развитию новогреч. театра препятствовало османское иго. Первые попытки возрождения греч. театра предпринимались лишь в 17 в. на о. Крит, в 18 в. на о. Закинтос. Становление театр. иск-ва связано с нац.освободит. борьбой греч. народа, в частности с деятельностью тайного патриотич. об-ва "Филики Этерия" ("Дружеское общество"), под влиянием к-рого создаются первые любительские театр. труппы в Одессе (ок. 1814) и Бухаресте (1821), где были греч. общины. Наряду с пьесами Вольтера, В. Альфьери и др. ставились произведения греч. драматургов ("Смерть Демосфена" Н. Пиколоса, "Греция и чужестранец" Г. Ласаниса, "Тимолеон" И. Замбелиоса и др.). В период Греч. нац.-освободит. революции 1821-29 актёры театров общин присоединились к восставшим, организовали передвижные труппы, где ставили пьесы революц. содержания. В 1830 был осн. театр на о. Сирое, к-рый возглавили Г. Мандзуранис и Г. Калогномос.

В Афинах первые спектакли были поставлены в 1836, но постоянные проф. труппы возникли лишь в нач. 60-х гг. 19 в. Большое место в репертуаре занимали историч. драмы греч. писателей того времени, а также переделки пьес Мольера, В. Гюго, У. Шекспира. В актёрском исполнении преобладали напыщенная декламация, искусств. пафос. Среди ведущих актёров сер. 19 в.: П. Суцас, Д. Тавуларис, П. Вонасера и др. В кон. 19 в. приобрели популярность трагедийные актрисы Е. Параскевопулу, Е. Ве-рони и исполнитель шекспировских ролей Н. Лекацас. С 1875 строятся театры в Афинах, появляются многочисл. театральные труппы. С сер. 70-х гг. в греч. театре утверждается вид спектакля, получивший название "комидиллион" (комедии и ли-рич. драмы с песнями). В этих спектаклях успешно выступал актёр Е. Пандопулос, игра к-рого отличалась чертами народности, реализма. В 1901 К. Христоманос организовал театр "Неа скини" ("Новая сцена"), где поставил спектакли "Дикая утка" Г. Ибсена, "Нахлебник" И. С. Тургенева и др., а также реалистич. пьесы греч. драматургов Г. Ксенопулоса ("Тайна графини Валерены"), Я. Кам-бисиса ("Курды") и др.Творческие устремления этого театра характеризуются созданием актёрского ансамбля, тщательной работой актёров над ролью, реалистич. трактовкой образов (с нек-рыми элементами натурализма). К концу 1905 театр начал ставить развлекательные пьесы, и в 1906, пережив творческий кризис, был закрыт. В 1901 создан гос. Королев. театр, в к-ром работал один из первых проф. греч. режиссёров Т. Иконому, внёсший большой вклад в развитие актёрского иск-ва и постановочной культуры. На рубеже 19-20 вв. получили распространение пьесы на темы совр. жизни - Ксенопулоса, П. Нирванаса, П. Хорна и др., ставились также произведения зап.-европ. и рус. классич. драматургии. В актёрском иск-ве усилились реалистич. тенденции, проявлявшиеся в творчестве Э. Веакиса, М. Котопули.

В 10-20-х гг. 20 в. большинство театров Г. приходит в упадок, становится чисто • коммерческими предприятиями (ставятся бульварные пьесы и др.). Стремление преодолеть этот кризис характеризует творчество реж. Ф. Политиса, к-рый в 1925 поставил в Об-ве греч. театра (осн. в 1919) спектакли "Эдип-царь" Софокла, "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому. В 1927-29 Политис осуществил в Проф. школе театра спектакли, отмеченные высокими художеств. достоинствами ("Базилик" А. Матесиса и др.). В 1930 прогрессивный театр. деятель и драматург В. Ротас создал Нар. театр (работал до 1934). В этом же году режиссёр и актёр К. Кун открыл (совм. с Д. Диварисом) театр "Народная сцена" (Афины), спектакли к-рого отличались высоким профессионализмом ("Алкестида" Еврипида, "Эро-фили" Г. Хортакиса и др.). Значит. событием театр. жизни явились спектакли Нац. театра (осн. в 1932; см. Греческий национальный театр). В 30-х гг. в различных театрах выступали популярные актёры В. Логотетидис, Г. Папас,А. Яни-дис, были организованы театры под рук. В. Аристопулоса (с 1924), К. Мусуриса (с 1934), К. Андреади (с 1936).

В годы фаш. диктатуры (1936-41) и нем.-фаш. оккупации (1941-44) запрещались пьесы, спектакли. И всё же в стране работали многочисл. любительские труппы, ставившие патриотич. пьесы. В 1945 был создан театр "Объединённые артисты", в к-ром выступали актёры Э. Веакис, А. Янидис, Г. Глинос и др., режиссёры Я. Сарандидис, Т. Музе-нидис и др.; в репертуаре были пьесы греч. драматургов ("Феодора" Д. Фотиадиса, "Пробуждение" К. Кодзиаса и др.) и переводные пьесы. В 1946 усиление политич. реакции привело к закрытию театра, прогрессивные театр. деятели подвергались преследованиям. В последующие годы передовые актёры, режиссёры и драматурги продолжали борьбу за демократич. иск-во. В 1955 был создан Греч. нар. театр под рук. М. Катракиса. В 40-50-х гг. значит. явлением была деятельность "Театрон технис" ("Художеств. театра", осн. в 1942 реж. К. Куном). Среди спектаклей этого театра: "Кавказский меловой круг" (1957), "Добрый человек из Сезуана" (1958), "Карьера Артуро Уи" (1961) Б. Брехта, "Двор чудес" Я. Камбанелиса (1958), "Дядя Ваня" А. П. Чехова (1960) и др. В 1959 был открыт "Неон театрон" ("Новый театр") под рук. В. Диамандопулоса и М. Алкеу. Большое распространение получили коллективы, организуемые молодыми режиссёрами, к-рые стремились к обновлению репертуара и театр. форм: Театр 1959, Театр 1961 и др. Театр "Двенадцатый занавес" ежегодно ставил спектакли, состоявшие из 3 одноактных пьес начинающих греч. драматургов. Важным событием для греч. театра были постановки Пирейским театром (осн. в 1957 реж. Д. Рондирисом, ведущая актриса А. Па-патанасиу; в 1962, 1963 театр был на гастролях в СССР) пьес У. Шекспира, Ф. Шиллера и особенно др.-греч. трагедий. В 1960 осн. театр "Пория" ("Путь") под рук. драматурга и реж. А. Дамианоса, ставящий гл. обр. пьесы совр. драматургов. Среди ведущих деятелей театра: режиссёры М. Плоритис, М. Лигизос, М. Какоянис, актёры А. Александракис, М. Меркури (находится за рубежом), Э. Верис.

В 60-х гг. репертуар греч. театров значительно расширился: ставились пьесы Мольера, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, инсц. Ф. М. Достоевского и др. Среди спектаклей 60-х гг.: "Мир" и "Птицы" Аристофана (1964, 1965, Художеств. театр), "Вива Аспасия" Я. Камбанелиса (1966, труппа Д. Карези), "Вилла оргий" Г. Ставру (1967) и др. Со 2-й пол. 19 в. в Г. получил распространение нар. теневой театр "Карагиозис".

Установление воен. диктатуры (апр. 1967) нанесло тяжёлый урон театр. жизни Г., в репертуар театров вводятся легковесная драматургия и пьесы, пропагандирующие диктаторский режим.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXII (стр. 288-289).

Лит.: Bourdon G., Le theatre grec moderne, P., 1892; L a s с а г i s N., Les premieres annees du theatre neogrec, [Athenes], 1930; Le theatre neogrec. Histoire abregee du theatre neogrec, Athenes, 1957; V a 1-s a M., Le theatre grec moderne de 1543 a 1900, В., 1960; Sat ha К. N.. To Kretikon theatrpn. Prolegomena, BeneUa, 1879; L a s-k a r e s N., Historia tu neoelleniku theatru..., t. 1 - 2, Athenai, 1938-39; Rodas M., Mor-phes tu theatru, t. ,1 - 2, Athen_ai, 1944; Sidёre s G., Historia tu neoeUeniku theatru 1794-1944, t. 1, Athenai. 1951; Ligi-zos M., To Neoelleniko plai' sto pankosmio theatre..., Athenai, ^1959; Melas S p., 50 chronia theatre, Athenai, 1960. Я.Мочос.



XVII. Кино

В 1906 в Г. франц. оператором был снят первый хроникальный фильм. В 1911-12 выпущено неск. короткометражных комедийных фильмов (реж. и исполнитель гл. ролей С. Димитракопулос). В 1914 осн. фирма "Афины-фильм", началось произ-во полнометражных кинокартин. Во время 1-й мировой войны 1914-18 выпускалась гл. обр. воен. кинохроника. В 1928-31 работала крупная кинофирма "Даг-фильм", снимавшая историч. фильмы и экранизации лит. произведений. Среди фильмов этого периода выделялись: "Любовь и волны" (1927), "Прикованный Прометей" (1929) (реж. обоих фильмов Д. Газиадис), "Дафнис и Хлоя" (1931, реж. Д. Ласкос). В 1932 был выпущен первый звуковой фильм. После прихода к власти Метаксаса (1936) выпускались лишь хроникальные фильмы, воспевавшие "властителя нации". Во время нем.-фаш. оккупации (1941-44) демонстрировались преим. нем. и итал. фильмы. Нац. произ-во было представлено лишь фильмами: "Голос сердца" (1