БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ранение (в 1830-70) религ. философия (Ф. Иоанну, П. Враилас-Арменис - последователь франц. философа В. Кузена), а также гегельянство. Важное значение имело открытие в 1837 Афинского ун-та, ставшего на мн. годы центром науч. мысли Г. В 50-60-х гг. 19 в. появляются первые значит. произведения новогреч. историографии (С. Трикупис, И. Филимон и др.), посвящённые Греч. нац.-освободит. революции 1821-29. С критикой гегельянского взгляда на историю выступил Н. Кодзиас.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в трудах греч. философов и историков предпринимается попытка обосновать т. н. "Великую идею" возрождения Визант. империи, получившую с сер. 19 в. хождение в правящих кругах Г. и послужившую впоследствии обоснованием их захватнич. планов. В связи с этим в греч. историографии началось всестороннее изучение истории Византии (С. Ламброс и др.), впервые получила освещение экономич. история Византии (А. Андреадис). В философии Г. широко распространяются идеи позитивизма (гл. представители-Т. Вореас и П. Айософитис), проявляется воздействие ницшеанства, ставшего теоретич. основой "Великой идеи". С позиций "Великой идеи" выступили философы Я. Камбисис, И. Зервос, И. Драгумис и др., основоположник греч. бурж. историографии К. Папаригопулос, оказавший влияние на авторов последующих общих работ по истории Г. (Э. Кирьяки-дис, П. Каролидис и др.).

В нач. 20 в. в Г. получает распространение марксизм. Значит. воздействие на формирование передовой общественно-политич. мысли оказала работа Г. Склиро-са "Наш социальный вопрос" (1907). Попытку объяснить историю филос. идей, исходя из анализа экономич. положения и борьбы классов, сделал А. Элевтеропулос. Возникновение греч. марксистской историографии связано с именем Я. Кор-датоса, давшего освещение истории Г. с древнейших времён до 1924.

После 2-й мировой войны 1939-45 "Великая идея" трансформируется в трудах греч. философов и историков в идею "греко-христианской культуры", цель к-рой уже не территориальное, а духовное возрождение Г., её былого величия. Значит. внимание в историографии продолжает уделяться истории Византии (А. Вакалопулос, Д. Закитинос, Ф. Ку-кулес, И. Караянопулос и др.), Греч. нац.-освободит. революции 1821-29 (Д. Кокинос и др.); появилась значит. литература об участии Г. во 2-й мировой войне. Влиятельными филос. направлениями в новейшее время становятся неокантианство (его представители И. Теодо-ракопулос, П. Канелопулос, К. Цацос и др.), феноменология (К. Георгулис и Вранусис), а также различные формы иррационализма и интуитивизма, пропагандируемые профессорами Афинского ун-та. Экзистенциализм представлен Г. Сарандарисом, Д. Капетанакисом и отчасти В. Франгосом, предпринявшим попытку соединения экзистенциальных идей дат. мыслителя С. Кьеркегора с историч. материализмом.

В послевоен. период оформились различные направления в греч. экономич. науке. Правое крыло бурж. политэкономии (Канелопулос, А. Андреадис, К. Золотас и др.) выступало с теоретич. обоснованиями экономич. политики правящих кругов, направленной на укрепление позиций местной олигархии и дальнейшее подчинение экономики страны интересам иностр. (гл. обр. амер.) моно-полистич. капитала. Хунта использует эти теоретич. концепции в своей экономич. политике. Идеологи либеральной буржуазии (А. Папандреу, Г. Куцу-марис, В. Веливанис и др.) придерживались теории регулируемого капитализма (см. Регулируемого капитализма теории). Представители направления "буржуазный социализм" (А. Ангелопулос, В. Да-мадас и др.), последователи учения англ. экономиста Дж. Кейнса, разрабатывали теоретич. основы для " демократического планирования", якобы ведущего к социализму, пропагандировали теорию конвергенции двух систем (см. Конвергенции теория).

Борьбу против различных форм идеализма и др. антимарксистских течений возглавил видный философ-марксист Д. Глинос. Метод историч. материализма использовал при анализе проблем др.-греч. философии X. Теодоридис. Крупные представители марксистской мысли: в философии - Я. Имвриотис н Н. Кицикис, в историографии - Т. Вурнас и Г. Зоидис, в экономике - П. Мавроматис и Г. Фаракос и др.

После установления в Г. 21 апр. 1967 режима открытой воен. диктатуры марксистская филос., историч. и экономич. мысль находится под запретом. Осн. идеологич. концепции хунты собраны в книге Т. Папаконстантину "Политическое образование" (1970), написанной с позиций антикоммунизма и содержащей попытку оправдать диктаторские методы управления под предлогом того, что клас-сич. бурж. демократия изжила себя, абсолютизировать репрессивную функцию гос-ва как средство достижения политич. единства нации.

Осн. центры обществ. наук Г.: Афинская АН, издаёт "Pragmateiai"; Афинский ун-т и ун-т в Салониках, издают науч. ежегодники филос. ф-тов; Центр по изучению ср.-век. и нового эллинизма; Центр по изучению совр. эллинизма; Ин-т бал-канистики, издаёт журн. "Balkan Studies"; Центр экономич. исследований; Историч. и этнографич. об-во. Статьи по вопросам философии, истории, экономики регулярно публикуются в теоретич. органе КПГ, журн. "Neos Kosmos", журналах "Archeion Oikomikon kai Koinonikon Epistemon", "Koinoniologike Ereuna".

Ф. X. Кессиди (философия), Г. Л. Арш (история), М. Г. Малев (экономика). Лит.: Organisation for economic cooperation and development. Country reports on the organisation of scientific research. Greece. P., 1963; Organisation for economic cooperation and development. National reports of the pilot teams. Greece, P., 1968; Neroulos J. R., Cours de litterature grecque moderne, 2 ed., P., 1928; Demos R., The Neo-Hellenic enlightenment (1750-1821), "Journal of the History of Ideas", 1958, v. 19, № 4.



XII. Печать, радиовещание, телевидение

Периодич. печать в Г. появилась во 2-й пол. 19 в. В общенац. масштабе распространяются лишь афинские издания. До гос. переворота 21 апр. 1967 в Афинах выходило ок. 20 ежедневных газет. Хунта разгромила демократич. печать и ввела строгую цензуру. В 1971 в Г. издавалось 14 общенац. ежедневных газет (общий тираж 632,6 тыс. экз.), 15 провинциальных газет и 3 еженедельника. Рупором хунты является газ. "Неа полития" ("Nea politeia"), осн. в 1968. Крупнейшие газеты: "Акрополис" ("Akropolis"), осн. в 1881, "Элефтерос KO3MOc"("Eleiitheros kosmos"), осн. в кон. 1966, "Апоевматини" ("Apogeu-matine"), осн. в 1952, "Вима" ("То Вё-та"), осн. в 1922,"Врадини" ("Bradyne"), осн. в 1924, "Неа" ("Та Nea"), осн. в" 1931, "Эстия" ("Hestia"), осн. в 1898. Офиц. информационное агентство - Афинаикон практорион идисеон, осн. в 1895 (Афины). Демократич. газеты издаются нелегально: "Ризоспастис" ("Rizospas-tes"), осн. в 1918, орган ЦК Коммунистич. партии Г., "Авги" ("Auge"), осн. в 1951, орган Единой демократич. левой партии, и др.

Радиовещание ведётся с 1938. В Г. 11 радиостанций Нац. корпорации радиовещания и телевидения. Наряду с греческим вещание ведётся на англ. и франц. яз. Центр. радиостанции (3) в Афинах ведут передачи по 3 программам. Периферийные радиостанции (8), гл. обр. для ретрансляции, установлены в Салониках, Патрах, Ханье, Комотини, Волосе и Амальяс, а также на о-вах Родос и Кер-кира. В 1965 в Афинах начались пробные телепередачи, и с 1966 стала создаваться телевизионная сеть. Передачи ведутся по 2 программам. К. А. Шеменков.



XIII. Литература

Новая греч. лит-pa складывалась в первые века после гибели Византии под воздействием традиций античной и ви-зант. культуры (см. раздел Литература в статьях Греция Древняя и Византия), идей эпохи Возрождения и прежде всего устно-поэтич. творчества греч. народа (эпос "Дигенис Акрит", 9-11 вв., баллады, песни о клефтах). Лит-pa в 15 - 1.7 вв. развивается на Родосе ("Сто слов любви" и "Частушки юноши и девушки"), островах Додеканес и др. На Крите появляются идиллич. анонимная поэма "Пастушка" (изд. 1627), трагедия "Эро-фили" и комедия "Каздурбос" (ок. 1600) Г. Хортакиса (ум. ок. 1637), роман в стихах "Эротокритос" (ок. 1660, изд. 1713) В. Корнароса (ок. 1600-70), у к-рого восхваление рыцарских подвигов сочетается с осуждением обществ. неравенства. В 16-17 вв. лит-pa на греч. яз. получает нек-рое развитие в Константинополе, в частности в кругах фанариотов. Формируется мемуарная лит-ра.

В 18 - нач. 19 вв. расцветает описательная лит-pa на греч. яз.: лирика К. Дапонтеса (1714-84),. историч. поэмы М. Иоанну (ум. 1748), И. Пандзелиоса. Нац. тема находит отражение в стихах греч. поэтов-студентов в Италии (сб. стихов "Цветы благочестия", 1708). Огромное значение имела гражд. лирика революционера-демократа Ригаса (Фереоса) Велестинлиса (ок. 1757-98).

К нач. 19 в. относятся анакреонтич. стихи А. Христопулоса (1772-1847) и Я. Вилараса (1771-1823). Революц. подвиги народа воспевают А. Калвос (1792-1869), А. Суцос (1803-63), А. Валаоритис (1824-79). Автор драмы "Базилик" (1829) А. Матесис (1794-1875) закладывает основы нац. драматургии. Интересны мемуары деятелей Греч. нац. освободительной революции 1821-29 Я. Макрияниса и Т. Колокотрониса. Дух революц. романтизма с элементами реализма отличает "Гимн Свободе" (1823), "Свободные осаждённые" (неоконч.) Д. Соломоса (1798-1857) - главы ионич. школы, приверженной к нар. традициям и языку. Антимонархич., свободолюбивые настроения характерны и для творчества А. Суцоса, П. Суцоса (1806-68), А. Рангависа (1809-92) и др. поэтов 1-й Афинской школы, ориентировавшейся на античность. К. Рамфос (1778- 1871),П. Калигас (1814-96), Э. Роидис (1836-1904) разрабатывают жанр исторического романа. Роидис был отлучён от церкви за антиклерикальный роман "Па-песса Иоанна" (1866). Та же участь постигла сатирика А. Ласкаратоса (1811- 1901). Нар. язык и нац. тематику утверждает основатель 2-й Афинской школы К. Паламас (1859-1943) ("Глаза моей души", 1892, и особенно "Двенадцать песен Цыгана", 1907, "Сатирические этюды", 1912, "Сонеты"). Н. Политис (1852- 1921) начал изучение греческой фольклористики. И. Психарис (1854-1929) возглавил движение за утверждение разговорного языка димотики в иск-ве. В прозе реализм с элементами бытописания утверждают прозаик и драматург Г. Ксенопу-лос (1867-1951), А. Пападиамандис (1851-1911), А. Каркавицас (1865-1922). Идеи Великой Окт. социалистич. революции оказали влияние на греч. лит-ру. В русле социалистич. реализма и марксистской эстетики написаны "Свет, который жжёт" (1922), "Осаждённые рабы" (1927), повесть-памфлет "Подлинная апология Сократа" (1931), "Эстетика-критика" (1958) К. Варналиса (р. 1884), работы педагога и философа Д. Глиноса (1882-1943), стихи Я. Рицоса (р. 1909), К. Фракиотиса (р. 1910), Н. Вреттакоса (р. 1911). Прозаики Д, Вутирас (1871- 1958), П. Пикрос (1900-57), Э. Алексиу (р. 1898), Л. Наку (р. 1905), Н. Катифо-рис (1903-69), ф. Корнарос (1909-70), М. Лундемис (р. 1912) разрабатывают тему "маленького человека" - жертвы бурж. общества. Среди антивоен. произведений 20-30-х гг. выделяется роман С. Миривилиса (1892-1969) "Жизнь в могиле" (1924). Социальные мотивы находят отражение в творчестве критич. реалистов Г. Теотокаса (1905-66), А. Терзакиса (р. 1907) и др. Пессимизм и гедонизм - черты поэзии К. Кавафиса (1863-1933). Попытку обновления поэтич. формы и лирич. мотива успешно осуществил Г. Сеферис (1900-71); драматич. раздумья над судьбой Г. и мира определили его поэтич. облик. Влияние сюрреализма испытали поэты А. Эмбирикос (р. 1901), Н. Энгонопулос (р. 1910), отчасти Н. Га-цос (р. 1915), Г. Темелис (р. 1900). Значит. явлением в лит-ре Г. были стихи "Лирическая жизнь", драмы "Сивилла" (1940), "Христос в Риме" (1946), "Смерть Дигениса" (1947) А. Сикелианоса (1884 - 1951). Антифаш. лит-pa Сопротивления представлена именами Сикелианоса, Н. Карвуниса (1880-1947), С. Мавроиди Пападаки (р. 1905), В. Ротаса (р. 1889), Ф. Ангулеса (1911-64), Я. Рицоса, Г. Кодзюласа (1909-56) и др. В после-воен. годы греч. поэзию развивают 3. Каре-ли (р. 1901), Р. Буми-Папа (р. 1906), Н. Папас (р. 1906), Т. Ливадитис (р. 1922), Т. Патрикиос (р. 1924), П. Антеос (р. 1920) и др. Пафос борьбы с бурж. отношениями и релит, ханжеством пронизывает послевоен. творчество Н. Ка-зандзакиса (1883-1957), лауреата Меж-дунар. пр. Мира, особенно его романы "Капитан Михалис. Свобода или смерть" (1953). "Христа распинают вновь" (швед. изд. 1950, греч.-1954). Героич. и социальные мотивы пронизывают творчество Я. Манглиса (р. 1909), К. Сукаса (р. 1899), Д. Хадзиса (р. 1913), К. Код-зиаса (р. 1921), Д. Сотириу (р. 1914), В. Василикоса (р. 1933). Новаторское, боевое иск-во Д. фотиадиса (р. 1898), творчество С. Меласа (р. 1883), И. Пе-цалиса (р. 1904) и др. обогатили жанр историч. романа. После гос. переворота (1967) был закрыт ряд прогрессивных издательств, газет и журналов, составлен индекс запрещённых книг, куда вошли лучшие произв. мировой и греч. лит-ры. Мн. представители писательской общественности были репрессированы либо вынуждены были эмигрировать. В греч. лит-ре получила распространение тема скорби, окрашенной духом безысходности. Свободолюбивые настроения отразились в сб-ках стихов "Дороги встречные и параллельные" (1969) М. Авгериса (р. 1884), "Тело молчания" (1970) Й.Манусакаса (дата рожд. неизв.),
"Испытание" (1970) П. Коровесиса. Лит-ру демократич. сопротивления представляют Рицос, Вреттакос, О. Элитис (р. 1912), Марина (псевдоним поэтессы, живущей в Греции) и мн. др., а также Василикос, Кодзиас, Александропулос, находящиеся в эмиграции.

Несмотря на тяжёлые условия режима воен. диктатуры, борьба греч. писателей за демократич. преобразования активизируется (сб. стихов, рассказов и статей "Восемнадцать текстов", 1970). Важным этапом на этом пути был сб. "Новые тексты" (1971), в к-ром участвовали Вар-налис, Рицос, Авгерис и даже неск. писателей, находящихся в тюрьмах.

Лит.: Греческие народные песни, М., 1957; Рассказы греческих писателей. Сб., М., 1959; Мочос Я., Костас Варналис и литература греческого Сопротивления, М., 1968; Lebesque Ph., La Grece litteraire d'aujourd'hui, P., 1906; Pernot H., Etudes de litterature grecque moderne, P., 1924; Mirambel A., La litterature grecque moderne, P., 1953; Hesseling D., Histoire de la litterature grecque moderne, P., 1924; L a-v a g n i n i В., Storia della letteratura neoellenica. Mil., 1955; Sherrard Ph., The marble threshing floor, L., 1956; M a r k о & A u g ё г ё s, Hapanta, t. 1 - 3, Athenai, 1964-1965; Demaras K., Historia tes neoellenikes logotechnias, Athenai, 1968. Я. Мочос.



XIV. Архитектура и изобразительноеискусство

До освобождения страны от османского ига в Г. господствовало монастырское ср.-век. иск-во, развивалось нар. творчество: разнообразные по типам нар. жилища (гл. обр. каменные), пластич. объёмы к-рых умело связаны с рельефом местности, иск-во нар. вышивки. В период тур. господства города росли слабо, многие из них пришли в упадок. Кроме жилищного, велось лишь стр-во церквей.

Архитектура нового времени развивается с 1830-х гг., когда создаётся план застройки Афин. Греч. арх. С. Клеантис, Л. Кавтадзоглу разрабатывают новый тип жилого дома, классицистич. по пропорциям. Иностр. архитекторы сооружают обществ. здания, пышно украшенные колоннадами (построенные датчанином X. К. Хансеном Нац. б-ка, 1832, и университет, 1837, в Афинах). Церк. архитектура 19 в. подражала визант. образцам. С 1920-х гг. разрастаются города (гл. обр. портовые - Афины,