БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1-3, М.- Л., 1946-60; Р а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 3 изд., М., 1969; Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Christ W., Griechische Literaturgeschichte, 6 Aufl., Bd 1-3, Munch., 1912-24; S с h m i d W. und S t a h 1 i n O., Geschichte der griechischen Literatur, Bd 1 - 5, Munch., 1929 - 48; L e-sky A., Geschichte der griechischen Literatur, 2 Aufl., Bern, 1963; Bowra С. М., Landmarks in Greek literature, L., 1966; Atkins J. W. H., Literary criticism in antiquity, v. 1 - 2, L., 1952.

Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1, М., 1936; В а р-н е к е Б. В., История античного театра, М.- Л., 1940; В i e b е г М., The history of the Greek and Roman theater, 2 ed., Princeton, 1961; Navarre O., Le theatre grec, P., 1925; Dorpfeld W., Reisch E., Das griechische Theater, Athen - Lpz., 1896; Flichinger R.C., The Greek theater and its drama, 4 ed., Chi., 1960; P i e k a r d-C a m b r i d g e A. W., The theatre of Dionysus in Athens, Oxf., 1946.

Михаэлис А., Художественно-археологические открытия за сто лет, пер. с нем., М., 1913; Вальдгауер О. Ф., Античная скульптура, СПБ, 1923; Б р у-н о в Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.- Л., 1935; Колпинский Ю., Искусство Греции эпохи расцвета, [М.], 1937; его же, Древняя Греция, М.- Л., 1939; Блаватский В. Д., Греческая скульптура, М.- Л., 1939; его же, История античной расписной керамики, М., 1953; Всеобщая история архитектуры, т. 2, кн. 1. Архитектура древней Греции, М., 1949; Всеобщая история искусств, т. 1. Искусство древнего мира, под общей ред. А. Д. Че-годаева, М., 1956; Сидорова Н. А., Новые открытия в области античного искусства. Находки зарубежных ученых, [М., 1965]; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры, М., 1967; Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970; Robertson G. S., A handbook of Greek and Roman architecture, 2 ed., Camb., 1945; R i с h t e r G. M. A., The sculpture and sculptors of the Greeks, new ed., New Haven, 1950; Robertson M., Greek painting (Great centuries of painting), N. Y. [a. o.], 1959.

Саккетти Л., О музыкальной художественности древних греков, СПБ, 1894; Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, К., 1901; Музыкальная культура древнего мира, сб. ст. под ред. и с вступ. ст. Р. Грубера, Л., 1937; Античная музыкальная эстетика. Вступ. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1960 (на суперобл. 1961); R i е га a n n H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1, Tl 1 -, Die Musik des Altertums, 3 Aufl., Lpz., 1923; R e i n а с h Th., La musique grecque, P., 1926; W e g n e r M., Das Musikleben der Griechen, В., 1949; Martin E., Essai de restitution rythmique de quelques fragments notes de la musique grecque, P., [1954]; К о 1 1 e г Н., Musik und Dichtung im alten Griechenland, Bern -Munch., [1963].

А. Ф. Лосев (Религия и мифология), В. П. Гайденко (Философия), Н. Н. Пикус (Естественнонаучные взгляды), Л. А. Ельницкий (География, Историческая наука, Музыка), И. М. Тройский (Литература), В. В. Головня (Театр), Г. И. Соколов (Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство).



Изучение древнегреческой культуры.

Начало изучению др.-греч. культуры было положено ещё в период античности в трудах др.-греч. и рим. историков и филологов (по антич. терминологии - "грамматиков"). Наступившая при переходе к средневековью утрата интереса к Древней Г. не была абсолютной. Византийцы сохранили важнейшие др.-греч. тексты, служившие для школьных занятий или практич. потребностей, несмотря на их "языческое" происхождение. С сер. 9 в. возобновились собирание древних текстов и комментаторская работа, не прекращавшиеся до падения Византийской империи (1453). В Зап. Европе интерес к др.-греч. культуре пробудился в эпоху Возрождения. Наступило время усиленного собирания греч. рукописей и коллекционирования добытых раскопками памятников греч. иск-ва (гл. обр. в рим. копиях). С кон. 15 в. началось печатание др.-греч. текстов. Появились первые описания истории антич. иск-ва, целиком базирующиеся на работах древних авторов. Взгляд на антич. иск-во как на вершину, сменившуюся упадком в начале средневековья и новым расцветом в эпоху Возрождения (к-рая вернулась к антич. идеалам), особенно чётко выражен в книге итальянца Дж. Вазари. Дальнейшее развитие это воззрение получило в трудах теоретиков классицизма 17 в. (итал. учёные Дж. Агукки, Дж. П. Беллори, франц. - Н. Пуссен, А. Фелибьен). В 16-17 вв. начинают складываться вспомогат. дисциплины, позднее сделавшие возможным науч. исследования в области греч. истории, филологии: разрабатывались проблемы хронологии (Й. Ю. Скалшер), источниковедения (голл. учёный Г. Фосс), создавались словари (греко-лат. словарь Анри Этьенна, 1572-73; словарь ср.-век. греч. языка Ш. Дюканжа, 1688), закладывались основы греч. палеографии (Б. Монфокон, 1708). Греч. философия продолжала в известной мере сохранять нормативное значение [кембриджские платоники 17 в., Аристотель в лит. теории классицизма, обновление стоицизма нидерл. филологом Ю. Липсием (16 в.), эпикуреизма франц. философом П. Гассенди (17 в.)]. Однако в эпоху абсолютизма и феод.-католич. реакции интерес был направлен преим. на изучение поздней античности; филология 17-18 вв. чуждалась обобщений и приобрела преим. формальный и частный характер ("нидерландская" школа). Антиабсолютистские и антиклерикальные тенденции эпохи Просвещения, развившиеся в 18 в. идеи ист. закономерности (итал. мыслитель Дж. Вико), связи культуры с физико-геогр. средой и гос. строем (франц. просветитель Ш. Монтескье), понимание лит-ры как выражения нар. духа (нем. - И. Гердер) переключили интерес с поздних периодов античности на ранние, с Рима на Грецию. Начало науч. изучению антич. иск-ва было положено нем. гуманистом И. Винкелъманом, к-рый впервые стал его рассматривать в связи со всей историей и культурой общества и предложил сохранившееся до наших дней деление его истории на пять периодов. Вслед за Винкельманом "неогуманистическое" направление нем. мысли и лит-ры (И. В. Гёте, Ф. Шиллер, В. Гумбольдт, И. К. Ф. Гёльдерлин) усматривало в ранней Г. идеальную юность человеческого общества, осуществлявшую в условиях демократич. свободы гармонию индивидуального и всеобщего. Др.-греч. лит-ру начали истолковывать как "народную", и в этой идейной атмосфере родилась концепция гомеровского эпоса как результата коллективного творчества нар. поэтов (см. Гомеровский вопрос). 18 в. отмечен значит. достижениями и в области филологич. критики древних текстов и установления подлинности лит. памятников (англ. филолог Р. Бентли). Исходя из понимания антич. культуры (гл. обр. греч. культуры классич. периода) как единой гармоничной цельности, устанавливаемой "народным духом", основоположник "гомеровского вопроса" Ф. А. Вольф начертал программу всеобъемлющей "науки о древности" (или "классич. филологии"), энциклопедически охватывающей все стороны антич. жизни. С Вольфа и его учеников начинается внедрение историко-критич. принципа в изучение греч. культуры. В 18 в. стали известны произведения греч. архитектуры 6-5 вв. до н. э. в Юж. Италии. Началось изучение антич. памятников Греции и М. Азии (большую роль сыграло основанное в 1733 в Великобритании "Об-во дилетантов"). В 80-90-е гг. 18 в. появились работы по др.-греч. философии, написанные на основе первоисточников и содержащие большое число антич. текстов (нем. учёные К. Майнерс, Д. Тидеман, Ю. Буле, В. Теннеман). В нач. 19 в. в изучении истории антич. мира (в частности, Древней Г.) складывается науч. направление, связанное с именем нем. учёного Б. Г. Нибура, к-рый подверг критич. анализу данные антич. авторов и дал первые образцы науч. реконструкции в области антич. истории (т. н. критич. направление). Представитель этого направления англичанин Дж. Грот дал первое критич. изложение др.-греч. истории. В 30-х гг. 19 в. началось спец. изучение эпохи эллинизма (труды нем. учёного И. Г. Дрой-зена). В этот же период нем. учёным, учеником Вольфа А. Веком было положено начало систематич. изданию Корпуса греч. надписей (он также исследовал гос. х-во Афин, занимался метрологией, греч. календарём, греч. метрикой и комментированием греч. авторов). Разносторонним учёным был и ученик Бёка - К. О. Мюллер. Однако этому направлению "реальной" филологии в 1-й пол. 19 в. противостояла школа "формальной" филологии (нем. учёный Г. Герман), ограничивавшая свои задачи вопросами грамматич. анализа, метрики, интерпретацией и критикой текста. В 1-й пол. 19 в. всё интенсивнее накапливался археологический материал (стали известны храмы на о. Эгина, в Бассах и Коринфе, руины Микен, Тиринфа и др. памятники Г.). В начале века Европу поразила скульптура Парфенона, вывезенная из Афин лордом Элджином. В М. Азии были открыты рельефы мавзолея в Галикарнасе, памятники в Ксанфе и Дидимах. Замечат. образцы греч. то-ревтики были найдены в скифских курганах на Ю. России. В России в нач. 19 в. были изданы греч. и лат. словари, в 1840-х гг. бр. Коссовичи выпустили обширный греко-русский лексикон; с именем М. С. Куторги связано создание отечеств. школы исследователей античности, из которой вышли крупные учёные-эллинисты - М. М. Стасюлевич, В. В. Бауер, В. Г. Васильевский и др.

Накопление нового археол. и эпигра-фич. материала, непрерывно возраставшего с того времени, когда Греция стала самостоятельным гос-вом (1830), вызвало необходимость в более детальной специализации. Примерно с сер. 19 в. изучение различных сторон др.-греч. культуры целесообразнее рассматривать отдельно.

Изучение философии. Наиболее значительным в методологическом и концептуальном отношении явилось изложение др.-греч. философии в "Лекциях по истории философии" (1833-36) Г. Гегеля. Развитие античной философии представлено здесь как последовательное развёртывание определённых логических категорий, каждая из которых соотносится с той или иной филос. системой древности. С сер. 19 в. изучение др.-греч. философии развивалось в русле либо абстрактной метафизики, либо позитивизма. В первом плане получили известность труды нем. учёных Г. Рит-тера и К. Брандиса, давших чёткую, хотя и отвлечённую логику греч. и рим. философии. В плане позитивистского изучения др.-греч. философии непревзойдённым до наст. времени остаётся труд нем. философа Э. Целлера по истории греч. философии, в к-ром обширное привлечение первоисточников сочетается с их острой критикой, даётся яркая картина эпохи, а философия излагается в связи с общей историей др.-греч. культуры. К числу последователей Целлера принадлежат англ. учёный Дж. Барнет, австр. учёные Т. Гомперц, его сын Г. Гом-перц, франц. - П. Таннери. В последней четв. 19 в. возникает реакция против позитивизма в изучении др.-греч. культуры и философии (работы Ф. Ницше 70-х гг.). Эстетич.-символич. концепцию Ницше на обширном филологич. материале развивали в Германии Э. Роде и К. Йоэль, в России Вяч. Иванов. Большой вклад в изучение др.-греч. философии внесли другие противники позитивизма - представители марбургской школы неокантианства (Германия), анализировавшие мифолого-художеств. и метафизич. построения древних греков как систему трансцендентальных принципов (Г. Коген и особенно П. Наторп; затем А. Герланд, В. Кинкель, К. Гебель, Н. Гартман). В духе идей неокантианства написана работа В. Виндельбан-да по истории древней философии (рус. пер. 1893, 1908, 1911). Изучение истории др.-греч. философии в 20 в. характеризуется большой детализацией изложения и острейшей критикой первоисточников (напр., у нем. учёного У. Виламовица-Мёллендорфа в его работе о Платоне). Показателен интерес к связи антич. философии с общим характером духовной культуры античности (работы нем. учёных Р. Хёнигсваль-да, Э. фон Астера, Л. Штейна, Э. Хофма-на, X. Лейзеганга, В. Капелле и др. - ФРГ). Наиболее важными в этом отношении являются работы нем. учёных В. Нестле, Б. Снелля (ФРГ), О. Гигона (Швейцария). Среди последних общих работ по истории антич. философии, отражающих совр. развитие филологии, терминологии и социальной истории, с огромными библиографич. обзорами, следует выделить труды франц. учёных Ж. Шевалье и Э. Брейе, англ. - У. Гутри, итал. - Ф. Адорно.

В течение 19-20 вв. был проделан большой труд по изданию образцовых текстов др.-греч. философов - сначала в Германии, затем в Великобритании (Оксфорде и Кембридже), а с 1950-х гг. также в Италии. Отражением дальнейшей изученности текстов могут служить словари нем. учёных Ф. Асте (по Платону) и Г. Боница (по Аристотелю). Из многочисл. изданий фрагментов др.-греч. философов наиболее ценными являются издания Ф. Муллаха (1860-81), Г. Дильса (досократовские философы, 1903, последнее издание 1964, ФРГ), И. Арнима (стоики, 1903-24), К. Де Фогеля (Нидерланды) (1959-63, наиболее ценное собр. текстов греч. философов с англ. пер. и с обширной библиографией).

Среди рус. дореволюц. работ следует отметить прежде всего труды О. Новицкого и П. Редкина. Работа Новицкого о развитии древних филос. учений в связи с развитием языч. верований проникнута гегельянской тенденцией, даёт ясную классификацию учений, тонкую характеристику оригинальности отд. систем. Работа Редкина по истории философии права отличается чрезвычайной подробностью изложения всей антич. философии в позитивистской манере. Талантливыми являются литографированные курсы по истории древней философии М. И. Каринского (1889), Ф. А. Зеле-ногорского (1908), А. И. Введенского (1911-12) и Л. М. Лопатина (1900-01), а также лекции по истории древней философии А. Д. Гуляева (1915). Тонким анализом отличались труды С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна. Большой филологич. учёностью позитивистского характера выделялись работы А. П. Казанского (об Аристотеле, 1891), М. И. Мандеса (об элеатах, 1911).

После Окт. революции большой вклад в изучение неоплатонизма внёс П. П. Блон-ский своим диалектич. истолкованием Плотина. Проблемам антич. символизма, истолкованию философии Платона и Аристотеля посвящены работы А. Ф. Лосева 20-нач. 30-х гг. В работах Лосева 40- 60-х гг. анализируются с марксистских позиций проблемы антич. мифологии, эстетики и философии. Большое значение имела полемика С.Я. Лурье и А. О. Маковельского о Демокрите. Среди трудов сов. философов примечательны работы Б. С. Чернышёва (о софистах, 1929), М. А. Дынника (о Гераклите, 1929), Г. Ф. Александрова (1940) и С. Ф. Кечекьяна (об Аристотеле, 1947), А. О. Маковельско-го (об атомистах, 1946), В. Ф. Асмуса (о Демокрите, 1960; по истории антич. философии, 1965; о Платоне, 1969), А. С. Ахматова (1960) и В. П. Зубова (1963) - об Аристотеле, капитальное издание фрагментов Демокрита С. Я. Лурье с рус. пер. и обширным комментарием (1970).

Изучение истории. Крупные успехи в области изучения др.-греч. истории относятся ко 2-й пол. 19 в. и связаны с блестящими археол. открытиями (см. ниже, в разделе Изучение искусства), с дальнейшим развитием эпиграфики (нем. учёные А. Кирхгоф, У. Кёлер, В. Диттенбергер), папирологии (публикации англ. учёных Б. Гренфеля, А. Ханта, Ф. Кениона, швейц. - В. Мартена и др.) и нумизматики (издание многотомного каталога антич. монет Британского музея). Введение в оборот новых материалов, проливающих свет на жизнь и быт древних народов, переворот, про