БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тенденция к увековечению личности в постройках мемориального назначения (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350, арх. Пифей и Сатир; хорегический памятник Лисикрата в Афинах, ок. 335).

В изобразит. иск-ве возросший интерес к человеческому характеру стимулирует развитие скульпт. портрета (Деметрий из Алопеки, кон. 5-1-я пол. 4 вв.).

Противоречия действительности остро преломились в творчестве Скопаса, запечатлевшего в своих мифологич. композициях драматизм борьбы, силу духовных и физич. порывов человека (фриз мавзолея в Галикарнасе, фронтоны храма Афины Алей в Тегее, статуя менады). В статуях Праксителя ("Гермес с младенцем Дионисом", "Афродита Книд-ская" и др.) преобладают мечтательная задумчивость, элегия, покой и созерцательность. В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощущение изменчивой, драматически-сложной жизни мира, в героич. тематику вплетаются ноты возбуждения, тревоги (статуи апо-ксиомена, Гермеса, Геракла). На произв. Леохара, стремившегося следовать возвышенным образам классики 5 в., лежит печать академич. холодности.

Эллинистический период (кон. 4-1 вв. до н. э.) характеризуется принципиальным расширением зоны распространения греч. культуры, её активным взаимодействием с культурой народов, входивших в состав монархии Александра Македонского, а затем гос-в его преемников (см. Эллинистическая культура). Афины перестают быть гл. центром художеств. жизни. Законодателями вкусов становятся крупные малоазийские города. В этот период невиданного размаха достигает строительство, вырастают многочисл. новые города с регулярной планировкой (Александрия, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др.), воздвигаются огромные сооружения (Фа-росский маяк в Александрии), создаются величеств. архит. ансамбли (акрополь в Пергаме). Дифференцируется тип жилища - от скромного дома до дворца; в домах с традиц. планом внутр. двор превращается в обрамлённый колоннадой перистиль. Образы эллинистич. скульптуры (стремительная Нике Самофракийская, гибнущие в борьбе гиганты фриза Пергамского алтаря, напрягающий последние силы Лаокоон) пронизаны тревогой, окрашены трагич. мироощущением эпохи. Для иск-ва эллинизма характерно многообразие региональных школ, направлений, художественно-образных задач. Расцветает скульпт. портрет. На смену классич. идеалу гармоничного человека-гражданина приходят возвеличивание владык (статуи диадо-хов), не имеющая предела монумента-лизация образа божества (статуя Гелио-са - т. н. Колосс родосский), интерес к людям, стоящим на разных (в т. ч. и на низших) ступенях социальной лестницы, к характерным чертам человеческого возраста, к самобытности этнич. облика варваров. После завоевания Г. Римом иск-во эллинов входит в русло развития культуры завоевателей, обогащая последнюю своими многовековыми традициями, но всё больше утрачивая самостоят. характер. К опыту др.-греч. иск-ва широко обращалась художеств. культура последующих эпох. Проникнутое в лучших своих проявлениях гуманистич. духом, отмеченное цельностью восприятия и высокой гармоничностью эстетич. претворения мира, иск-во Г., по словам Маркса, продолжает "... доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).



Музыка. Музыка занимала важное место в обществ. жизни греков. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, а пение и игра на муз. инструментах входили в программу гимнастич. и художеств. состязаний. В Древней Г. существовали спец. объединения (коллегии) певцов, музыкантов и танцоров. Музыкальная практика древних греков имела преим. синкретич. характер (единство стиха., его интонирования, т. е. пения, инструментального сопровождения, танца, пластики). Музыка была одноголосной, хор пел в унисон. До нашего времени дошло неск. фрагментов нотных записей греч. музыки: музыка к стасиму драмы "Орест" Еврипида (ст. 338 -344), два гимна Аполлону (138 и 128 до н. э.), погребальная и лирическая песни, 12 строк пеана, строки музыки на самоубийство Аянта и др. Однако судить о сущности, принципах др.-греч. музыки можно преим. по лит. данным, теоретич. трактатам и произв. изобразит. иск-ва. Основой звукоряда др.-греч. музыки являлись тетрахорды. Лад образовывался из 2 тетрахордов (см. Древнегреческие лады).

К 3-2-му тыс. до н. э. относятся изображения древнейших струнных инструментов (лиры и др.), сцен игры на лире и авлосе с о. Крит, а также с Кикладских о-вов статуэтки арфистов и флейтистов. В поэмах Гомера упоминается об использовании музыки при трудовых процессах, религ. церемониях и нар. празднествах. Проф. исполнителями др.-греч. эпич. песен о богах и героях были певцыаэды, состоявшие на службе у общин или у царей, сопровождавшие свои импровизации игрой на инструменте, и рапсоды.

К наиболее ранним формам др.-греч. музыки принадлежат песня-лин (исполнявшаяся на уборке винограда и сопровождавшаяся игрой на форминге - струнном инструменте), свадебные песни, пеан (гимн радости в честь Аполлона) и тренос (погребальная песнь). В похоронных процессиях знатных лиц участвовали аэды и плакальщицы. Изображения подобных процессий сохранились на аттич. вазах 8-7 вв. до н. э.

Древнейшая эпоха муз. развития связывалась в греч. преданиях с именами мифич. авлетов Олимпа (см. Авлос) и Марсия. Фригийское происхождение этих музыкантов указывает на малоа-зийское и прежде всего хеттское влияние на греч. культуру. Олимп считался установителем древнейших правил (номов) игры на авлосе и законов гармонии, понимаемой как согласованность, благозвучие, совершенство. Его учеником предание называет Талета из Гортины (о. Крит). Он перенёс с Крита в Спарту обычай муз. сопровождения (на флейте) пеана Аполлону, ввёл хоровое исполнение (вероятно, в духе омузыкаленной декламации). Гомеровская традиция (в " Илиаде") также подтверждает, что хоровое пение зародилось на о. Крит.

В 7 в. на греческую муз. культуру большое влияние продолжала оказывать музыка М. Азии. Этот период связывается с именем Терпандра с о. Лесбос, тс-рый, по преданию, ок. 676 одержал победу на муз. состязании в Спарте. Ему приписываются введение китары - семиструнной лиры, сопровождавшей пение гомеровских поэм, а также установление китародич. номов (правил). В 586 на Пифийских играх в Дельфах победил аргосский авлет Сакад. Им было исполнено произведение, изображавшее убийство Аполлоном дракона, состоявшее из 5 частей и представлявшее собой, быть может, древнейший образец программной музыки. Рост городов, в к-рых происходили большие культовые и гражд. празднества, привёл к развитию хорового исполнения совместно с духовыми инструментами. Наряду с авлосом в употребление вошла металлич. труба. Музыка, и прежде всего хоровое исполнение, приобрела политич. значение. Популярна стала воен. тематика. Одновременно происходил подъём в области лирич. музыки (вся поэтич. лирика греков пелась: хоровой унисон и сольное исполнение под аккомпанемент авлоса или китары), начало расцвета к-рой связывается с именем поэта Архилоха, основавшего ок. 650 муз. школу. Архилох ввёл в поэтич. практику ямбический и трохеический триметры, к-рые воспроизводились вокальным исполнением вместе с инструментальной музыкой.

Не меньшее значение для истории др.-греч. музыки приобрели лесбосские поэты и музыканты Алкей и Сапфо, первый - как автор политически направленных, вторая-лирич. и любовных произв. Для их исполнения были введены новые муз. струнные инструменты - барбитон и пектида. Классиком хоровой лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов и дифирамбов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и прихотливостью ритмов. На основе гимнов Пин-дара развился дифирамб, исполняемый на Дионисиях (6-4 вв. до н. э.) и превращённый Арионом в хоровое песнопение. Ему же приписывается выделение из хора сольной партии корифея. Всё это послужило основой для создания аттич. трагедии, соединившей в себе драму, музыку и др. виды иск-ва. Авторы трагедий, подобно др.-греч. лирич. поэтам, были одновременно и музыкантами (Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид). Хор из "Антигоны" Софокла: "Много на свете дивных сил, но сильней человека нет" стал нац. афинским гимном. Еврипид в своих произв. ограничил введение хоровых партий, сосредоточивая осн. внимание на сольных партиях актёров и корифеев, по образцу т. н. нового дифирамба - нового стиля в музыке, отличающегося от прежнего большей индивидуализацией, эмоционально-подвижным и виртуозным характером. Создателями этого стиля стали Кинесий (450-390), Филоксен из Киферы (436- 380) - любитель виртуозного сольного исполнения, поднявший и утвердивший значение музыки, написанной на слова поэтич. произв., Тимофей из Милета (ок. 400) - китаред, доведший количество струн на китаре до 11 и сделавший этот инструмент (вместо авлоса) основным при сопровождении хорового пения.

Широкое распространение музыки в греч. быту вызвало к жизни необходимость её осмысления и создание её теории. Попытки объяснения эмоциональных сил, заложенных в музыке, присутствуют в мифах об Орфее, Аполлоне, Арионе и др. Многие крупнейшие антич. мыслители занимались вопросами теории музыки и муз. эстетики. Гераклит (6-5 вв.) указал на диалектич. природу музыки. Пифагор (6 в.) и представители его школы открыли ряд аку-стич. законов музыки. Последователи Пифагора - каноники отстаивали пифагорейский строй, основанный на чисто математич. соотношениях между звуками, получаемыми при делении струны. Их противники - т. н. гармоники являлись сторонниками Аристоксена (4 в.), выдвинувшего положение о том, что критерием муз. произв. является слух, живое восприятие музыки человеком. Этико-теоретич. учение о музыке разрабатывали мн. антич. учёные, в т. ч. Аристотель (4 в.), придававший музыке гражданственное, педагогич. и развлекательное значение. Понятия, установленные др.-греч. теоретиками - мелодия, ритм, гамма и др., существуют и в совр. муз. практике, хотя и в несколько ином толковании. Ноты в др.-греч. практике обозначались греч. и финикийскими буквами.

Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М., 1947; Таннери П., Первые шаги древнегреческой науки, пер. с франц., СПБ, 1902; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, пер. с нем., М.- Л., 1936; Даннеман Ф., История естествознания, пер. с нем., т. 1, М., 1932; Дильс Г., Античная техника, пер. с нем., М.- Л., 1934; Нейгебауэр О., Точные науки в древности, М., 1968; Магидо-вич И. П., Очерки по истории географических открытий, М., 1967; его же, История открытия и исследования Европы, М., 1970 (совместно с Магидовичем В. И.); Дитмар А. Б., В страны олова и янтаря, М., 1963; его же, Родосская параллель, М., 1965; Ельницкий Л. А., Древнейшие океанские плавания, М., 1962; Том-сон Д. О., История древней географии, М., 1953; Berger H., Geschichte der wissenschaftlichen Erdkunde der Griechen, Lpz., 1903; Bunbury E. H., A history of ancient geography, v. 1 - 2, N. Y., 1959; Forbiger A., Handbuch der alten Geo-graphie, Bd 1, Graz, 1966.

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Клингер В. П., Животные в античном и современном суеверии, К., 1911; Катаров Е., Культ фетишей, растений и животных в древней Греции, СПБ, 1913; Богаевский Б. Л., Земледельческая религия Афин, П., 1913 (Дисс.); Зелинский Ф. Ф., Древнегреческая религия, П., 1918; его же. Религия эллинизма, П., 1922; Альтман М. С., Греческая мифология, [М.- Л.], 1937; Р а д-циг С. И., Античная мифология, М.- Л., 1939; Л о с е в А. Ф., Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии, "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1953, т. 72, в. 3; е г о же, Введение в античную мифологию, "Уч. зап. гос. пед. ин-та им. Т. Г. Шевченко, Филологическая серия", 1954, в. 5; е г о же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957; Кун Н. А., Легенды и мифы древней Греции, 4 изд., М., 1957; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Р г е 1-ler L., Griechische Mythologie, 4 Aufl., Bd 1-2, В., 1897-1926; Kern О., Die Religion der Griechen, Bd 1 - 3, В., 1926-38; Nestle W., Die griechische Religiosi-tat..., [Bd] 1-3, В.- Lpz., 1930-34; его ж е, Vom Mythos zum Logos, Aalen, 1966; Nils son M. P., Geschichte der griechi-schen Religion, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Munch., 1955-61; Wilanowitz-Moellen-d о r f f U. von, Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Bd 1-2, Base.-Stuttg., 1959.

Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956, с. 7 - 215; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 219 - 78, 303 - 15; Гегель Г. В. Ф., Лекции по истории философии, Соч., т. 9 - 11, М.-Л., 1932-35; Новицкий О. М., Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований, т. 1 - 4, К., I860-61; Редкий П. Г., Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще, т. 1-6, СПБ, 1889-91; Трубецкой С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890; его же, Курс истории древней философии, 3 изд., ч. 1 - 2, М., 1915; Виндельбанд В., История древней философии, М., 1911; Г о м п е р ц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911; Целлер Э., Очерк истории греческой философии, М-, 1913; Я щ е н к о А. С., Русская библиография по истории древней философии, Юрьев, 1915; Маковель-ский А. О., Досократики, ч. 1-3, Казань, 1914-19; его же, Древнегреческие ато-мисты, Баку, 1946; Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; его же, Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История античной эстетики, т. 1 - 2, М., 1963 - 69; Д ы н н и к М. А., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Асмус В. ф., История античной философии, М., 1965; Zе11ег Е., Die Philosophic der Griechen in ibrer geschichtlichen Entwick-lung, Bd 1-6, Lpz.. 1903-22; Hоenigswald R., Die Philosophic des Altertums, Munch., 1917; Aster E. von, Geschichte der antiken Philosophie, B., 1920; S t e i n L., Geschichte der Philosophie bis Platon, Miinch., 1921; Hoffmann E., Die griechische Philosophie von Thales bis Platon, Lpz. - В., 1921; Joel K., Geschichte der antiken Philosophie, Tubingen, 1921; Leisegang H., Griechische Philosophie von Thales bis Platon, Breslau, 1922; его же, Hellenistische Philosophie von Aristoteles bis Plotin, Breslau, 1923; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1, В., 1926; Brehier E., Historie de la philosophic, v. 1-2, P., 1938; Nestle W., Griechische Geistesgeschichte von Homer bis Lukian, Stuttg., 1944; Werner Ch., La philosophic grecque, 2 ed., P., 1945; Kranz W., Die griechische Philosophie, 2 Aufl., Wiesbaden, 1950; V о g e 1 C. J., Greek philosophy, v. 1 - 3, Leiden, 1950 - 59; Snell Br., Die Entdeckuns des Geistes, 3 Aufl., Hamb., 1955; Chevalier J., Histoire de la pensee, v. I - La pensee antique, P., 1955; G i g о n O., Grundprobleme der antiken Philosophie, Bern- Munch., 1959; Adorno Fr., La filosofia antica, v. 1-2, Mil., 1961 - 65; Guthrie W., A history of Greek philosophy, v. 1 - 3, Carab., 1962-69; С a p e 1 1 e W., Die griechische Philosophie, 2 Aufl., Bd 1-4,B.,1953-54.

Bury J. В., Ancient Greek historians, N. Y., 1958; J а с о b у F., Griechische Histo-riker, Stuttg., 1956.

История греческ