БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ла до 1950) на торговлю с Г. В 1814 при расторжении датско-норв. унии 1380 Г. осталась за Данией и до 1953 являлась её колонией, в 1953 Г. была объявлена частью терр. Дат. королевства. В апр. 1940, после оккупации Дании фаш. Германией, пр-во США заявило о распространении на Г. доктрины Монро. 9 апр. 1941 посланник Дании в Вашингтоне подписал с амер. пр-вом т. н. соглашение об обороне Г. (ратифицировано дат. ригсдагом 16 мая 1945). США приступили к созданию на Г. воен. баз. После вступления Дании в НАТО (4 апр. 1949) между дат. и амер. пр-вами 27 апр. 1951 было подписано новое соглашение, по к-ро-му Дания и США осуществляют совместную оборону острова. В 1971 США имели в Г. 2 воен. базы и др. воен. объекты.

П. Васильев.

Исследования Г. начались в 17 в. и проводились первоначально англичанами, а после колонизации острова - датчанами и норвежцами. Продолжительное путешествие в глубь Г. первым совершил швед А. Норденшельд (1883). В 1886 юж. часть острова пересекли норвежцы Ф. Нансен и О. Свердруп. В последующие годы ледник пересекали экспедиции Р. Пири (1892-95), К. Расмуссена (1912-13), А. Кервена (1912), Й. Коха (1913) и А. Вегенера (1906-08, 1912-13, 1929-30) и др. Из послевоен. исследований наиболее ценный материал дали французская экспедиция П. Виктора (1949- 1951) и англ. экспедиция Симпсона (1952-54). В последние годы почти непрерывные исследования, в т. ч. стационарные наблюдения на ледяном щите, ведут учёные США, Великобритании; в 1968- 1969 работала экспедиция АН СССР. Г. м. Игнатьев.



Хозяйство. Экономич. жизнь сосредоточена на узкой, свободной от материкового льда прибрежной полосе, занимающей примерно 15% общей площади Г., гл. обр. на Ю.-З. острова. В колон. период торговля с коренным населением, занимавшимся зверобойным промыслом (добыча тюленей и китов) и охотой, была монополизирована гос. датской компанией. В 1920-30-х гг., после потепления климата и подхода к берегам Г. трески, основным занятием населения стало рыболовство. После 50-х гг. усилились капиталовложения в экономику. Действует программа экономич. развития Г. в 1966-75, предусматривающая капиталовложения в размере 4 млрд. датских крон. Св. 1/2 экономически активного населения занято в рыболовстве и рыбообработке. Улов рыбы - 25-30 тыс. т в год, гл.обр. трески, к-рая экспортируется в сушёном и солёном виде. Действуют несколько рыбоконс. з-дов, верфей для ремонта и постройки мелких рыболовных судов, сетевязальные и трикот. ф-ки. Развиты мясо-шёрстное овцеводство (24 тыс. овец в 1969/70) и оленеводство(ок. 4тыс. оленей). Добывается криолит. М. Н. Соколов.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 288-289).

Лит.: Гренландия. Сб. ст., пер. с дат., М., 1953; Игнатьев Г. М., Гренландия, М., 1956; Агранат Г. А., Зарубежный Север, М., 1957; Fristrup В., The Greenland ice cape, Cph., 1966; "Meddelelser om Grоnland", Kbh., с 1879; Bogen om Grоnland, Kbh., 1968.












0717.htm
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Архитекторы, скульпторы, вазописцы (живопись почти не сохранилась) Г. создали памятники иск-ва, служившие многие века спустя для самых различных народов образцами красоты, гармонии, высокого вкуса. Наиболее полно раскрыв свои возможности в период классики, когда переживала расцвет рабовладельческая демократия, греч. иск-во достигло глубокой человечности художеств. образа. Хотя творчество греков во многом основано на наивных мифологич.представлениях [по словам Маркса, "... греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства. но и его почву" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736)], оно не противостоит реальной жизни, проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, осознанно воплощает красоту естеств. бытия последнего, в частности красоту и гармоничную архитектонику нормально развитого человеческого тела. Характерно, что человеческое метрическое начало присутствует не только в изобразит. иск-ве, но и в зодчестве: как показывает мате-матич. анализ пропорций др.-греч. храмов, они подобны пропорциям человеческой фигуры. Художеств. памятники Г. сохранились не только на терр. Балканского п-ова, но и в М. Азии, на Ю. Апеннинского п-ова, островах и побережье Средиземного м., а также в Сев. Причерноморье (см. Античные города Северного Причерноморья).

Собственно греч. иск-во зародилось в недрах микенского (см. Эгейская культура). Преемственная связь микенского иск-ва и иск-ва рубежа 2-1-го тыс. до н. э. прослеживается особенно чётко в расписной керамике и архитектуре (по-следоват. эволюция вазописи от поздне-микенской через субмикенскую и про-тогеометрическую к вазописи геометрического стиля 9-8 вв., сохранение в ранней греч. архитектуре распространённого в микенском зодчестве мега-рона). В пределах хронологич. рамок развития собственно др.-греч. иск-ва (11-1 вв.) различают неск. периодов: т. н. гомеровский, периоды архаики, классики и эллинизма.

В т. н. гомеровский период (11-8 вв. до н. э.) широкое развитие получила расписная керамика. Геометрич. стиль просуществовал до 7 в. В период его расцвета (8 в.) создаются служившие надгробиями дипилонские вазы и сосуды бытового назначения. Росписи на лучших памятниках геометрич. стиля впечатляют чёткой ритмикой, выразительностью линий, образующих узоры и фигуры людей. В геометрич. стиле создаются также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов - преим. прилепы щённой обработкой тыльной стороны (Тифон в виде змееподобного существа с тремя человеческими торсами и головами, ок. 570, на фронтоне афинского Гекатомпедона).

Статуарная архаич. скульптура развивается от небольших бронз. статуэток типа "Аполлона из Фив" (дар Мантикла; 1-я пол. 7 в.) к изваяниям обнажённых юношей-кгуросов и девушек-кор в длинных одеждах, среди к-рых особенно совершенны аттич. статуи зрелой и поздней архаики. В куросах наивно и цельно воплотились эстетич. представления архаики о физич. совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе совершенного божества - Аполлона. Неподвижность форм ("Артемида Делос-ская", сер. 7 в.; "Гера Самосская", 2-я четв. 6 в.) сменяется условным обозначением движения ("Нике Делосская", сер. 6 в,, приписывается Архерму). Скульпторы, мало используя как средство выразительности мимику человеческого лица (т. н. архаич. улыбка), умели в то же время создать эмоциональный строй образа богатой моделировкой объёма, мастерской пластич. трактовкой драпировок с их то строгим, то изысканным, то прихотливым ритмом складок. В архаич. скульптуре проявляются местные различия: ионич. коры и куросы лиричностью и созерцательностью образов, плавной текучестью форм отличаются от суровых по облику и резких по моделировке дорич. статуй ("Клеобис" и "Битон", созданные ок. 600 Полимедом Аргосским).

В эпоху архаики окончательно сложились осн. разновидности др.-греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Вазописцы 7 в. создают композиции т. н. коврового стиля, в к-ром жёсткость линий и условность узоров геометрич. стиля сменились гибкостью силуэтов, обилием растит. мотивов, частым в островной керамике использованием сюжетных сцен. В кон. 7-6 вв. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, ведущими мастерами к-рого были Клитий, Эксекий, Амасис; с именем Андокида связан переход ок. 530 от чернофигурной вазописи к красно-фигурной (см. Вазопись).

В эпоху классики (5 в.- первыс три четверти 4 в. до н. э.) достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регулярной планировки (Милет, Пирей), гл. принципы к-рой (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов равновеликими домами и т. д.) принято связывать с именем Гипподама. "Гипподамова система" отвечала передовым обществ. идеалам и соответствовала демократич. структуре полиса. Типичным жилищем классич. периода был дом из сырца, осн. помещения к-рого группировались вокруг двора и примыкавшей к нему "пастады" (крытый проход на столбах). В архитектуре классич. храмов (являвшихся не только святыней, но и своеобразным символом полиса) типич. черты сочетались с индивидуальными: единая ордерная схема варьировалась путём изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что было связано со стремлением каждого города-гос-ва к своеобразию архит. облика гл. сооружений. Поэтому столь различны при общности плана и тождестве ордерных элементов храм Афины Афайи на о. Эгина (ок. 500-480), храм Геры II (т. н. "храм Посейдона") в Посейдонии (2-я четв. 5 в.; илл. см. т. 2, табл. XXVII), храм Зевса в Олимпии (468-456).

На рубеже 6-5 вв. происходят решительные перемены в характере изобразит. иск-ва. Преодолевая условность архаич. форм, скульпторы, вазописцы, живописцы создают более близкие к жизни образы, совершеннее изображают человеческую фигуру и её движение, смелее выполняют многофигурные сцены на фронтонах и фризах. Принципы "строгого стиля", возникшего в начале классич. эпохи, особенно чётко воплотились в вазо-писи. Эпиктет, Евтимид, Евфроний, Дурис, вазописец Брига, работавшие в крас-нофигурной технике, создавали росписи не только на мифологич., но и на бытовые темы, показывая сцены пирушек, занятия в школах, атлетов на стадионах. "Строгий стиль" проявился и в скульптуре 1-й пол. 5 в., вызвав к жизни такие шедевры пластики, как фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В ран-неклассич. пластике наряду с героич.
[0716-1.jpg]

образами (группа "Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477; статуя Нике работы Пеония, ок. 455; статуя Посейдона или Зевса с мыса Артемисий, ок. 450) создаются возвышенно-лирические (рельефы т. н. трона Лудовизи, 2-я четв. 5 в.). Поиски мастеров 1-й пол. 5 в. завершил Мирон. Совершенство пластич. исполнения человеческой фигуры даёт ему возможность выразить непреходящие по своему значению идеи: победы прекрасного над уродливым (группа "Афина и Мар-сий"), красоты гармонич. напряжения человеческих сил (статуя дискобола).

В сер. 5 в. иск-во классики достигает расцвета (т. н. высокая классика). Гл. политич. и художеств. центром Эллады становятся Афины в годы правления Перикла. На разрушенном персами в период греко-персидских войн Акрополе возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, на крышках и фигурные ручки из глины и бронзы. Скудное представление об архитектуре гомеровского периода дают немногие остатки построек, терракотовые модели храмов и лит. описания. Судя по археол. данным, строит. техника этого времени уступает микенской и критской.

Следующий за гомеровским период архаики (7-6 вв. до н. э.) отмечен формированием полисов, образованием городов; гл. элементами их градостроит. структуры были святилище (акрополь) и обществ.-торг. центр (агора), вокруг к-рых располагались жилые кварталы. Ведущее место в застройке городов и святилищ занимали храмы ("жилища богов" со стоящей внутри статуей), к-рые сооружались первоначально из дерева, с нач. 6 в. - из известняка, а с сер. 6 в. - всё чаще из мрамора. Преобладающий тип храма - периптер, прямоугольное в плане помещение, обнесённое снаружи по периметру колоннадой,- складывается в результате длит. эволюции от древнего жилища-мегарона к храму в антах, простилю и амфипро-стилю. Наряду с храмами строились различные по функциям обществ. сооружения: булевтерии (дома для собраний, см. буле), стой, лесхи, театры, стадионы, палестры, гиммасии и др. С переходом к стр-ву из камня складываются гл. разновидности ордера, способствовавшего созданию тектонически ясного архит. образа, выработке соразмерных человеку архит. масштабов. Постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии (последние годы 7 или нач. 6 в.), Аполлона в Коринфе (ок. 550), Артемиды на о. Керкира (нач. 6 в.), храм Геры I (т. н. "Базилика"; сер. 6 в.) и "храм Деметры" (2-я пол. 6 в.) в Посейдонии, храмы "С" и "D" в Селинунте (оба - 6 в.). Суровость облика дорич. храмов архаики созвучна настроениям эпохи напряжённой обществ. борьбы внутри греч. полисов. Ионический ордер, к к-рому близок эолийский (капители из Неандрии), возник в 6 в. в греч. городах М. Азии. Изысканность форм капители и стройность пропорций отличают его от дорического. Он используется в огромных многоколонных диптерах (храмы Артемиды в Эфесе и Геры на о. Самос, оба - сер. 6 в.) и с нек-рыми видоизменениями в небольших изящных сокровищницах в святилище в Дельфах.

Скульпторы архаики украшают храмы рельефами фризов и метоп, статуями на фронтонах, фигурными и орнаментальными акротериями, антефиксами из камня и терракоты. Суровые изваяния изображают богов или героев (Тесей, Геракл, Персей и др.), борющихся со страшными чудовищами - олицетворениями зла и пороков. Массивность фигур Персея, побеждающего Медузу с помощью стоящей рядом Афины, Геракла, несущего связанных карликов-керкопов (метопы Селинунта), созвучна архит. формам архаич. храмов (как бы набухающим стволам толстых колонн, высоким и громоздким антаблементам). Динамикой и сложностью композиции отличались непрерывные скульпт. фризы ионич. храмов. От мало связанных друг с другом отд. сцен на более ранних фризах совершается переход к гармонич. и целостным композициям (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, ок. 525). Рельефы ранних фронтонов (храм Артемиды на о. Керкира) сменяются круглой скульптурой с обоб-

сочетающий элементы асимметрии и симметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последоват. смену точек зрения. Лучшие архитекторы и скульпторы работают здесь под руководством Фидия. Иктин и Калликрат воздвигают храм Афины - Парфенон (447-438), олицетворяя в его строгих формах, гармоничных пропорциях, во всём его праздничном облике триумф победы в греко-перс. войнах; Мнесикл строит величеств. Пропилеи (437-432); безвестный мастер создаёт прихотливый в плане, изящный ионич. Эрехтейон (421-406). Строго архитектоничное скульпт. убранство Парфенона (созданное к 432) пронизано таким восприятием мира, к-рое избегает мелочей, частностей, деталей и призвано прославлять красоту и гармонию. Статуи и рельефы храма, изображающие исполненных высокого достоинства богов, шествующих в торжеств. процессии афинян, борющихся с кентаврами лапифов, посвящены теме торжества разумного эллинского начала над тёмными силами варварства. Возвышенные идеалы классики, представления о гражд. доблести, духовном, нравств. и физич. совершенстве свободного эллина, ярко выраженные в произв. Фидия и скульпт. убранстве Парфенона, воплотились также в работах Алкамена и Кресилая, в статуях пелопоннесского скульптора Поликлета (2-я пол. 5 в.), нашли отражение в росписях на вазах, во фресках Полигнота (2-я четв. 5 в.), терракотовых статуэтках, рельефах на монетах.

С нач. 4 в. (после Пелопоннесской войны), в период кризиса греч. полисной демократии происходит постепенное вытеснение интересов полиса интересами отд. личности. Большое внимание уделяется строительству уже не культовых зданий, а сооружений, теснее связанных с бытовыми потребностями человека: гимнасиев, палестр, одеонов, театров (из к-рых лучше всего сохранился театр в Эпидавре, 350-330, арх. Поликлет Младший); функционально чёткая композиция греч. театров легла в основу дальнейшего развития мировой архитектуры зрелищных сооружений. Проявляется и