БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

м.

Сов. гребцы на байдарках и каноэ занимают одно из ведущих мест в мировом гребном спорте. Среди них 15 чемпионов Олимпийских игр, 45 чемпионов мира и 38 - Европы. Наибольших успехов в междунар. соревнованиях по Г. на б. и к. добились неоднократные чемпионы Олимпийских игр Е. Г. Кислова (Дементьева),

А. А. Середина, Л. И. Пинаева (Хведосюк), М. Т. Шубина, В. И. Морозов, А. М. Шапоренко, неоднократные чемпионы мира и Европы В. С. Наумов, Н. А. Грузинцева, Т. Н. Шиман, Г. И. Бухарин, А. П. Силаев, А. И. Химич и др. Развитие сов. гребного спорта на байдарках и каноэ связано с именами тренеров Г. М. Краснопевцева, И. И. Писарева, И. И. Рогачёва, Н. В. Саввина и др.

За рубежом Г. на б. и к. наиболее развита в Венгрии, ГДР, Румынии, ФРГ, Чехословакии, Швеции. Неоднократными победителями крупнейших междунар. соревнований были Г. Фридериксон (Швеция), Я. Парти (Венгрия), И. Вокнер (Чехословакия), Л. Роттман (Румыния), Э. Хансен (Дания), Т. Ценц (ФРГ).

Е. Л. Кабанов.



ГРЕБЛЯКИ (Corixidae), сем. водяных клопов. Дл. тела обычно 5-6 мм. Голени передних ног укороченные, а лапки ложкообразные. Ок. 200 видов, в СССР- 46 видов. Обитают в мелких водоёмах; хорошо плавают и летают. Г. питаются растительной пищей, соскребая поверхностные ткани растений, а также засасывая целиком нити водорослей, частицы детрита и ила. Самцы могут стрекотать, проводя лапками по рубчикам верх. губы; если Г. много, то производимый звук слышен из воды.

Гребляк Corixa dentipes.
[0715-3.jpg]



ГРЕБНЕВИКИ (Ctenophora), класс морских беспозвоночных животных подтипа нестрекающих типа кишечнополостных. Иногда Г. выделяют в самостоят. тип, представленный одним классом. Тело студенистое, прозрачное, имеет двулучевую симметрию. Г. отличаются отвсех др. кишечнополостных прежде всего органами движения, к-рые состоят из 8 меридионально расположенных на поверхности тела рядов гребных пластинок, т. е. своеобразно изменённых пучков
[0715-4.jpg]

Гребневики: 1-Веrоё ovata; 2-Cydippe,склеенных между собой ресничек. Кроме того, Г. лишены стрекательных клеток, и функцию захвата добычи выполняют особые клейкие клетки наружного эпителия. Тело имеет вид мешка, на одном конце к-рого расположен рот, на другом - орган чувства равновесия. Животное двигается ротовым концом тела вперёд. Нек-рые заглатывают пищу прямо ртом, но у большинства Г. по бокам тела имеется пара длинных ветвистых щупалец (покрытых клейкими клетками), при помощи к-рых Г. захватывают пищу. Рот ведёт в глотку и желудок, от к-рого отходит к периферии тела система слепых выпячиваний - радиальных и меридиональных каналов. Между стенкой тела и кишечником залегает прослойка прозрачного студенистого вещества (мезоглея). Г.- гермафродиты. Известно более 100 видов. Распространены во всех морях; обитают на разных глубинах. Хищники: питаются планктонными мелкими животными, в т. ч. иногда икрой и мальками рыб. Отд. виды (напр., из рода Вегоё) питаются исключительно гребневиками др. видов. Нек-рые Г. ведут ползающий образ жизни; к ним относятся описанная А. О. Ковалевским целоплана и открытая позже ктеноплана. Мн. Г. светятся в темноте фосфорич. светом.

Лит.: Руководство по зоологии, под ред. Л. А. Зенкевича, т. 1, М.- Л., 1937; Жизнь животных, т. 1, М., 1968. В. А. Догель.



ГРЕБНЕЗУБЫЕ АКУЛЫ (Hexanchidae), сем. рыб подотряда древних акул (Hexanchoidei). Хищные живородящие рыбы. Имеют 6-7 пар жаберных щелей, 1 спинной плавник, гребневидно зазубренные нижнечелюстные зубы. Распространены в тропич. и субтропич. водах Атлантич., Индийского и Тихого ок. на глуб. от 200 до 1800 м; многочисленны в Средиземном м. Питаются гл. обр. рыбой. Известно неск. видов: гексанх (Неxanchus griseus), дл. тела до 8 м, имеется 6 пар жаберных щелей; гептанх (Heptanchus perlo), дл. тела до 2,1 м, жаберных щелей 7 пар; плоскоголовая семижаберная акула (Notorynchus platycephalus), Гексанх. дл. до 2 м. В морях СССР Г. а. не встречаются. Известны с юрского периода. А. А. Световивова.
[0715-5.jpg]









ГРЕБНЕР Георгий Эдуардович [31.3 (12.4). 1892, Петербург,-24.6.1954], советский кинодраматург. Был журналистом. В кино работал с 1922. Первые фильмы, поставленные по сценариям Г.,-"Четыре и пять" (1924), "Кирпичики" (1925), "Чужая" (1927) и др. Совместно с А. В. Луначарским написал сценарии фильмов "Медвежья свадьба" (1926, по пьесе Луначарского) и "Саламандра" (1928). Значительное место в творчестве Г. занимают экранизации литературных произв.: "Разлом" (1929, по Б. А. Лавренёву), "Восстание рыбаков" (1934, по А. Зегерс), "Пятнадцатилетний капитан" (1946, по Ж. Верну), "Белый пудель" (1956, по А. И. Куприну). Героич. событиям рус. истории посвящены фильмы: "Суворов" (1941, совм. с Н. А. Равичем), "Крейсер „Варяг"" (1947). Г. писал также сценарии для муль-типликац. и науч.-популярных фильмов. Гос. пр. СССР (1947).

ГРЕБНЕР (Grabner) Фриц (4.3.1877, Берлин,-13.7.1934, там же), немецкий этнограф. Основатель реакционной т. н. культурно-исторической школы (в этнографии). Отвергая идею прогресса народов и общие законы историч. развития, Г. пользовался методом чисто ме-ханич. изучения отд. культурных явлений. Сходные явления в культурах разных народов, по мнению Г., якобы являются следствием их происхождения из одного центра. Вся история культуры, по Г.,- это история перемещений по земному шару неск. культурных комплексов ("кругов") и их механич. соединений.

Соч.: Methode der Ethnologic, Hdlb., 1911; Das Weltbild der Primitiven, Munch., 1924; Kulturkreise und Kulturschichten in Ozeanien, "Zeitschrift fur Ethnologie", 1905, t. 37, H. 1.



ГРЕБНЕЧЕСАЛЬНАЯ МАШИНА, машина для чесания волокнистых материалов (хлопка, шерсти и др.) при подготовке их к прядению, рабочими органами к-рой служат гребни. На Г. м. прочёсываемый материал очищается от сорных примесей и пороков, выделяются короткие волокна, производятся распрямление и параллелизация волокон (см. Гребенное прядение). Г. м. бывают периодического (наиболее распространены) и непрерывного действия.

На Г. м. периодич. действия пучок волокон (т. н. бородка), зажатый в тисках, прочёсывается последовательно неск. рядами игл вращающегося круглого гребня, наиболее частые ряды к-рого имеют до 30 игл на 1 см. Круглый гребень вычёсывает сорные примеси и короткие волокна, к-рые затем снимаются вращающейся щёткой и образуют очёс. Прочёсанный конец бородки захватывается отделительными цилиндрами, и в бородку опускается верхний (прямой) гребень с одним или двумя рядами игл, через к-рые протаскиваются задние концы волокон. В результате каждая бородка прочёсывается с двух сторон, каждый раз будучи зажатой с противоположного конца. Г. м. непрерывного действия применяют гл. обр. для длинной грубой шерсти.

ГРЕБНИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ, невысокие перегородки на верх. поверхности крыла самолёта, устанавливаемые параллельно плоскости симметрии самолёта. Г. а. улучшают устойчивость полёта самолёта и его поперечную управляемость, препятствуя перетеканию пограничного слоя вдоль размаха стреловидного крыла.



ГРЕБНОЕ СУДНО, судно, приводимое в движение вёслами. Г. с. бывают с уключинами (упорами для вёсел) и без уключин. Уключины располагаются на бортах (гилюпки, лодки различных типов), на кронштейнах за бортом (академические суда) или в корме (гондолы), Т. с. без уключин - байдарки, каноэ. Г. с. могут иметь парус (паруса) или подвесной мотор.

Известны речные и морские Г. с. Др. Вавилона, Ассирии, Египта. Остатки Г.с. 5000-летней давности найдены на севере СССР. Г. с. служили для торговли, воен. походов, увеселительных прогулок; нередко отличались большой инж. сложностью. Сохранилось описание построенного при егип. правителе Птолемее IV Филопаторе плоскодонного Г. с. дл. более 100 м, на к-ром помещалось ок. 3000 воинов; приводили его в движение 4000 гребцов, располагавшихся в 40 рядов. В антич. период строились многочисл. морские Г. с., значительные по размерам (дл. 40-45 м и более, грузоподъёмностью до 300 т), с одним или неск. рядами вёсел по высоте; мн. Г. с. несли вспомогат. паруса. Необходимость размещения большого количества гребцов и припасов для них, затруднённость гребли на волнении, низкие скорости (в среднем 5-7 км/ч в тихую погоду), изнурительная тяжесть труда гребцов привели к вытеснению ко 2-й пол. 18 в. Г. с. парусными, в первую очередь на мор. перевозках. Совр. мор. и речные Г. с.- в основном спортивные, а также мелкие промысловые, транспортные, спасат. и др. См. также Судно. Э. Г. Логвинович.

ГРЕБНОЙ ВИНТ, наиболее распространённый судовой движитель. Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с лопастями, расположенными на равных угловых расстояниях одна от другой, под некоторым углом к продольной оси вала (рис. 1).

Различают Г. в. цельные, с лопастями, отлитыми или отштампованными вместе со ступицей, со съёмными лопастями, с поворотными лопастями (т. н. винты регулируемого шага, у к-рых шаг может быть изменён поворотом лопастей во время движения судна, чем изменяется скорость и направление движения судна, при неизменных направлении и скорости вращения Г. в.).

Осн. геом. характеристики Г. в.: диаметр D - удвоенное расстояние от оси до наиболее удалённой в радиальном направлении точки лопасти; шаг Н винтовой поверхности, образующей лопасти; шаговое отношение H/D ; дисковое отношение - отношение площади поверхности всех лопастей к площади окружности диаметром D; число лопастей Z и форма сечений лопастей соосными с Г. в. цилиндрич. поверхностями. Диаметр совр. Г. в.- 0,2-0,3 м у моторных лодок, до 10 м у крупных танкеров, шаговое отношение - в пределах 0,4-2,0, дисковое отношение - 0,3-1,2, число лопастей от 2 до 8, чаще применяют 3-5-лопастные Г. в. (рис. 2). Изготовляют Г. в. из латуни, бронзы, чугуна, стали, пластмасс.

Принцип действия Г. в. тот же, что и воздушного винта. В основе совр. методов расчёта Г. в. лежит вихревая теория Н. Е. Жуковского, однако расчёт Г. в. усложняется значительно большей, чем у возд. винтов, шириной лопастей и возникновением кавитации. Г. в. и корпус судна гидродинамически взаимодействуют, вследствие чего потребляемая Г. в. мощность зависит от формы обводов корпуса судна и расположения Г. в. относительно корпуса.

Лит.: Лаврентьев В. М., Судовые Движители, М.- Л., 1949; Басин А. М., Миниович И. Я., Теория и расчёт гребных винтов, Л-, 1963; Кацман Ф. М., Кудреватый Г. М., Конструирование винто-рулевых комплексов морских судов, Л., 1963. И. Я. Миниович.

ГРЕБНОЙ СПОРТ. Различают два вида Г. с.: на судах с уключинами (уключинный Г. с.) и на судах без них (безуключинный Г. с.), К первому относятся гребля академическая, гребля на морских ялах и гребля на народных лодках (народная); ко второму - гребля на байдарках и каноэ и водный слалом.

Наибольшее развитие получили гребля академическая и гребля на байдарках и каноэ, возникшие в результате эволюции транспортной, хозяйственной и нар. гребли.

Гребля на морских ялах превратилась в спортивную из чисто прикладной в 30-х гг. 20 в., когда на смену гребным спасательным судам во флоте пришли моторные шлюпы и катера. Культивируется гребля на 6- и 4-местных (вёсельных) ялах с рулевым. Гонки проводятся, как правило, по прямой дистанции 2000 м для мужчин на 6-вёсельных ялах и 1000 м для женщин, юношей и девушек на 4-вёсельных ялах. Развивается гл. обр. в спортклубах ДОСААФ и ВМФ. С 1966 ежегодно (кроме 1970) проводится чемпионат СССР. Гребля на ялах входит как один из видов программы в соревнования по морскому многоборью в социалистич. странах.

Нар. гребля - гребля на спец. спортивных 1-местных и 2-местных судах с рулевым и на усовершенствованныхпрогулочных шлюпках (к-рые также участвуют в соревнованиях). Спортивные суда нар. гребли отличаются удлинённым суженным корпусом, размеры их ограничены: макс. длина 4,8 м (1-местные) и 6,3 м (2-местные), миним. ширина соответственно 1 м и 1,5 м, вес судов и высота борта произвольные. По технике гребли, методике обучения и тренировки нар. гребля наиболее близка академич. гребле, дистанции гонок и правила соревнований те же. В 1928-52 по нар. гребле проводились первенства СССР, с 1953 - первенства республик. Наиболее развита нар. гребля в РСФСР и УССР.

Водный слалом возник из туристич. гребли на байдарках и каноэ по горным рекам. В 1934 в Австрии были проведены первые слаломные соревнования. Мужественность и зрелищность этого вида Г. с. обусловили его широкое распространение в странах Европы, Америки, Азии. Гребцы выступают на спец. байдарках-одиночках и каноэ-одиночках и двойках, изготовленных из стеклопластиков с герметич. отсеками непотопляемости.

Соревнования по водному слалому проводятся на дистанциях различной трудности, отличающихся: скоростью течения (от 2 до 5 м/сек и более), сложностью водного потока (извилистость, бурность и т. п.), длиной (400-800 м), количеством и сложностью искусств. препятствий ("ворот"). В соревнованиях участвуют мужчины и женщины на байдарках-одиночках, мужчины на каноэ-одиночках, а также мужские и смешанные экипажи на каноэ-двойках. Разыгрываются личные и командные (по трём экипажам в каждом виде программы) первенства. С 1948 регулярно проводятся чемпионаты Европы (в чётные годы) и мира (в нечётные годы). В 9-м чемпионате мира (1969) участвовали спортсмены 21 страны. Водный слалом включён в программу Олимпийских игр в Мюнхене (1972). Наиболее развит водный слалом в ГДР, ФРГ, Австрии и Чехословакии. Междунар. федерация каноэ (ИКФ) имеет спец. комитет по водному слалому. В СССР впервые всесоюзные соревнования (личные) проведены в 1970.

Е. Л. Кабанов.



ГРЕБНОЙ ФЛОТ (воен.), флот, состоявший из воен. кораблей, передвигавшихся при помощи вёсел. Паруса служили вспомогат. движителем. Возникновение Г. ф. относится к глубокой древности. Гребные корабли антич. гос-в (Греция, Карфаген, Рим, Финикия) носили названия: униремы (с одним рядом вёсел), биремы (с 2 рядами), триремы или триеры (с 3 рядами) и т. д. В тактике применялись абардаж, таран, метательные машины - баллисты и катапульты, стрелявшие камнями и стрелами, позднее зажигательными снарядами. В 7 в. венецианцы создали усовершенствованный тип гребного судна - галеру, а Г. ф. получил название галерного флота. С переходом большинства стран к парусному флоту (16 - сер. 17 вв.) Г. ф. сохранился в отд. странах (напр., в России, Швеции) и использовался для действий в прибрежных р-нах. В России Г. ф. как часть регулярного воен.-мор. флота был создан Петром I. В ходе Северной войны 1700-21 рус. Г. ф. одержал победу над шведами при Гангуте (см. Гангутское сражение 1714) и Гренгаме (1720). С сер. 18 в. галеры в России постепенно заменялись шебеками и гребными фрегатами (суда с большой осадкой, повышенной прочностью корпуса могли нести артиллерию крупного калибра и не требовали многочисленного экипажа), а также бомбардирскими кораблями, канонерскими лодками, бригантинами и т. п., к-рые различались величиной, числом арт. орудий и их калибрами, количеством мачт. Последний раз рус. Г. ф. принимал участие в рус.-тур. войне 1828-29. Н. П. Вьюненко.

ГРЕВИ (Grevy) Жюль (15.8.1