БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101едотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и всякие др. ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем. Испытание ядерного оружия запрещено в атмосфере, за её пределами, включая космич. пространство, под водой, включая территориальные воды и открытое море. Помимо запрещения испытаний ядерного оружия в этих трёх сферах, договор устанавливает запрещение ядерных взрывов также в любой др. среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами терр. границ гос-ва, под юрисдикцией или контролем к-рого проводится взрыв.

Договор является бессрочным, однако в ст. IV предусматривается право каждого участника, если он решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключит. обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны, выйти из договора, уведомив об этом за 3 месяца всех других участников договора.

Подписание договора явилось важным шагом на пути создания предпосылок для более успешных переговоров по вопросам прекращения гонки вооружений и достижения соглашения о разоружении. Сов. Союз продолжает добиваться также запрещения подземных ядерных испытаний.

А. Н. Иойрыш.

ДОГОВОР О КОСМОСЕ 1967, договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, международный договор, 19 дек. 1966 одобрен 21-й сессией Ген. Ассамблеи ООН. Подписан 27 января 1967 в Москве, Вашингтоне и Лондоне гос-вами-депозитариями-СССР, США и Великобританией. В тот же день началось подписание договора др. государствами. Для стран, подписавших его, договор вступает в силу с момента сдачи ратификационных грамот на хранение гос-вам-депозитариям (на 1 мая 1971 договор подписали 90 стран, в т. ч. СССР, УССР, БССР). Договор бессрочный, открыт для подписания всеми гос-вами. Предусматривает право каждого гос-ва в любое время отказаться от участия в нём.

Договор состоит из преамбулы и 17 статей; устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и др. небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономич. и научного развития, а космос и небесные тела открыты для всех гос-в без к.-л. дискриминации на основе равенства (ст. I). Согласно договору, деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с междунар. правом, в интересах поддержания междунар. мира и безопасности и развития междупар. сотрудничества и взаимопомощи (ст. III). Предусматриваются гарантии защиты законных интересов каждого гос-ва в отдельности и всего междунар. сообщества в целом против злоупотреблений предоставленными правами. Гос-ва, подписавшие договор, обязываются не выводить в космич. пространство объектов с ядерным оружием или др. видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и др. небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них воен. баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и проведения воен. манёвров.

Договором определён общий принцип междунар. ответственности гос-в - его участников за нац. деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительств, органами или неправительственными юридическими лицами, а также ответственности за ущерб, причинённый космич. объектами или их составными частями гос-ву - участнику договора, его физич. или юридич. лицам, независимо от места причинения ущерба: на земле, в воздушном или космич. пространстве. Гос-ва обязаны проявлять особую осторожность при проведении в космосе экспериментов, к-рые могли бы помешать деятельности других гос-в или оказать неблагоприятные воздействия на земную среду. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны.

В области сотрудничества в космосе договор зафиксировал, что космонавты одного гос-ва должны оказывать возможную помощь космонавтам другого гос-ва при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космич. корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. государств - участников договора на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или : вынужденной посадки.

Публ.: "Ведомости Верховного Совета СССР". 1967, № 44, ст. 588. А. И. Иойрыш.

ДОГОВОР О МОРСКОМ ДНЕ, договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, междунар. договор, разработанный в Комитете по разоружению в 1969-70 по инициативе СССР; 7 дек. 1970 одобрен 25-й сессией Ген. Ассамблеи ООН, 11 февр. 1971 открыт для подписания одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне. К кон. 1971 договор подписали ок. 90 гос-в; ратифицировали и сдали ратификационные грамоты более 20 гос-в (приобретает силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пр-вами 22 стран, включая СССР, США и Великобританию, назначенных депозитариями). Договор (преамбула и 11 статей) запрещает устанавливать и размещать на дне морей и океанов и в его недрах за пределами 12-мильной прибрежной зоны к.-л. ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и иные устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия; обязывает участников не помогать, не поощрять и не побуждать к.-л. roc-во к осуществлению указанных действий; устанавливает систему проверки, согласно к-рой каждый участник имеет право осуществлять её путём наблюдения за деятельностью других гос-в-участников в зоне действия договора при условии, что данное наблюдение не будет мешать этой деятельности. Ст. V договора обязывает участников продолжить переговоры о дальнейших мерах, направленных на предотвращение гонки других видов вооружений на дне морей и океанов; заключительные статьи (VIII-XI) определяют процедуру действия договора, в том числе право на выход из него любого государства при условии уведомления за 3 месяца всех остальных участников и Совета Безопасности ООН.

Публ.: "Новое время", 1971, 19 февр., № 8. Д. Асанов.

ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ, междунар. договор, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью положить предел расширению круга стран, обладающих ядерным оружием, с тем чтобы ограничить возможность возникновения вооруж. конфликта с применением такого оружия. Одобрен Ген. Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот гос-вами-депозитариями (СССР, США, Великобритания), а также 40 др. странами. На конец 1971 участниками договора являются 69 гос-в. Ещё 30 гос-в подписали, но не ратифицировали договор. Д. не ограничен сроком действия; через 25 лет после вступления в силу конференция участников договора большинством голосов определит, должен ли он оставаться в силе бессрочно или его действие будет продлено на какой-то дополнит, период времени. Договор устанавливает, что гос-вом, обладающим ядерным оружием, считается то, к-рое произвело я взорвало такое оружие или устройство до 1 янв. 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай). Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Наиболее важными являются ст. I и II, содержащие осн. обязательства ядерных и неядерных гос-в. Ст. I обязывает roc-ва, обладающие ядерным оружием, не передавать неядерным странам это оружие и контроль над ним, а также не помогать им в его производстве или приобретении; ст. II обязывает неядерных участников Д. не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не производить его и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. Ст. III договора говорит о гарантиях соблюдения неядерными гос-вами обязательств не производить собств. ядерного оружия; проверка выполнения их обязательств возлагается на Междунар. агентство по атомной энергии. Вместе с тем договор предусматривает, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономич. развития гос-в или междунар. сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях и обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технич. информацией, содействовать получению благ неядерными гос-вами от любого мирного применения ядерных взрывов (§ 3, ст. III, IV и V). В договоре отмечено, что одна из его целей - проложить дорогу для др. мер в области разоружения (ст. VI), а также зафиксировано право любой группы гос-в заключать соглашения о безъядерных зонах (ст. VII). Заключительные статьи договора (VIII-XI) определяют процедуру действия договора, в т. ч. право на выход из него любого гос-ва при условии уведомления за 3 мес. всех остальных участников и Совета Безопасности ООН.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления трёх ядерных держав - СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных гос-в-участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное гос-во или угрозы такого нападения Совет Безопасности и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право гос-в на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания междунар. мира и безопасности. В заявлениях, с к-рыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое гос-во, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, к-рый подвергнется ядерному нападению.

Публ.: "Ведомости Верховного Совета СССР", 1970, № 14, ст. 118. Д. Асанов.

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР, документ, юридически оформивший и закрепивший объединение в одно союзное гос-во - Союз Советских Социалистических Республик - четырёх советских социалистич. республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Грузии, Азербайджана и Армении). Этот союзный договор был принят 29 дек. 1922 конференцией полномочных делегаций, избранных съездами Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСфСР, а 30 дек. того же года договор вместе с Декларацией об образовании СССР был в основном утверждён 1-м съездом Советов СССР. 31 янв. 1924 2-й съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию СССР, составной частью к-рой стал договор об образовании СССР. В основу договора положены ленинские принципы устройства союзного социалистич. гос-ва. В нём зафиксированы конституц. основы СССР, определены верховные органы гос. власти и гос. управления СССР, установлено, какие вопросы входят в их компетенцию, зафиксирован порядок избрания и нормы представительства делегатов съезда Советов СССР, порядок созыва съездов Советов и сессий ЦИК СССР, определён состав Советов Народных Комиссаров СССР и союзных республик, предусмотрено учреждение других центральных органов. В договоре регламентированы общие принципы нормотворческой деятельности и подчинённости гос. органов СССР и союзных республик, установлена система соподчинения актов, издаваемых союзными и респ. органами, что имело большое значение для обеспечения гос. управления в условиях федеративного устройства страны. Договор установил единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик и зафиксировал право свободного выхода из Союза каждой из союзных республик.

Лит.: Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Советских Социалистических Республик. Сб. документов. 1917 -1936, т. 3, М., 1960, с. 18 - 22.

ДОГОВОР ТРУДОВОЙ, см. Трудовой договор.

ДОГОВОР ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ, соглашение между социалистич. орг-циями, обладающими правами юридического лица, направленное на достижение хоз. целей и носящее плановый характер. Уточняет и конкретизирует задания нар.-хоз. плана. Может быть заключён как на основании и во исполнение планового задания, обязательного для обеих сторон, так и по усмотрению сторон при отсутствии прямого предписания о заключении договора именно с данным предприятием. В новых условиях планирования и экономич. стимулирования, введённых в СССР с сер. 60-х гг., роль Д. х. значительно возросла, поскольку нек-рые плановые функции, осуществлявшиеся ранее органами хоз. руководства, переданы предприятиям, к-рые сами определяют ряд показателей своей производствен-но-хоз. деятельности в рамках задания, утверждённого вышестоящим органом по укрупнённым показателям. Если это затрагивает интересы потребителей, предприятие планирует свою деятельность по согласованию с потребителями продукции путём заключения с ними Д. х. Директивы 24-го съезда КПСС (1971) предусматривают повышение роли Д. х., планомерное развитие прямых длит. хоз. связей между предприятиями как один из элементов совершенствования управления и планирования в СССР (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 297).

В СССР существуют различные виды Д. х.: договоры поставки, капитального строительства, реализации фондов, подряда, грузовой перевозки, контрактации, экспедиции, поручения, хранения, буксировки, выполнения проектных, конструкторских и изыскательских работ, комиссии, ссуды и т. п.

Порядок заключения Д. х., имуществ. ответственность по ним, сроки исполнения и ряд др. вопросов регулируются в общем виде Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961, а также рядом спец. нормативных актов (напр., Положениями о поставках продукции производствен-но-технич. назначения и товаров нар. потребления 1969, Правилами о подрядных договорах по строительству 1969, утверждёнными постановлениями Совета Министров СССР). Договоры поставки отд. видов изделий, имеющих определённую специфику, регулируются спец. актами, т. н. Особые условия поставки.

Условия Д. х. определяются законом, планом или соглашением сторон. Планом устанавливаются осн. условия хоз. деятельности предприятий. Порядок заключения и оформления Д. х. зависит от его вида. Для унификации условий отдельных видов Д. х. имеются типовые договоры (напр., по договору контрактации), к-рые являются нормативными актами, обязательными для сторон. От типовых договоров следует отличать примерные договоры, к-рые являются лишь образцами для договоров того или иного вида и условия к-рых не обязательны для сторон. Такая типизация условий Д. х. необходима для правовой организации сложных и многообразных хоз. отношений в социалистической экономике.

Д. х. заключается в письменной форме путём подписания сторонами единого документа или посредством обмена письмами; к заключению договора приравнивается также принятие сторонами к исполнению специфицированного наряда, т. е. акта планового распределения продукции, содержащего все необходимые условия поставки. При недостижении соглашения о содержании Д. х. спор рассматривается арбитражем, к-рый выносит решение, обязательное для сторон (см. Преддоговорные споры)